Разговор о гниении стеклопластикового судна может показаться
противоестественным. Есть много специалистов, не верящих в это, а также
несметное число владельцев, блаженно не подозревающих о том, что суда
разваливаются у них под ногами.
Тем не менее факт гниения подтверждается результатами многочисленных
обследований стеклопластиковых судов различных типов, марок и возрастов.
Что же имеется в виду под гниением? Существует различие между нормальной
степенью износа и ненормальной, ускоренной степенью распада. Именно
последнее как раз и является тем, что в данном случае именуется
гниением. Гниение всегда вызывается какой-нибудь аномалией,
обусловленной некачественным формованием конструкции. Качественно
отформованные и тщательно обслуживаемые суда на подвержены гниению.
Наиболее разрушительно гниение протекает при воздействии воды, которая
накапливается и задерживается в полостях. Она растворяет соли,
содержащиеся в стекломатериалах и смоле. Процесс является
самоускоряющимся. По мере нарастания концентрации солей в застойной воде
степень разрушения увеличивается. При благоприятных для этого условиях
как стекловолокно, так и смола разрушаются водой. Требования
неразрушаемости на практике невыполнимы.
Скорость проникновения воды в цельную монолитную формованную конструкцию
очень мала, хотя процесс происходит непрерывно. Но в некачественно
отформованной конструкции имеются пустоты, пузыри, раковины, обедненные
смолой зоны, торчащие волокна, водотоки, каналы проницаемости, которые
способствуют проникновению воды в сердцевину конструкции и ее разрушению
изнутри. Кроме того, в результате сочетания таких дефектов, как трещины,
повреждение декоративного слоя, неплотность креплений,
негерметизированные кромки и отверстия, некачественное уплотнение
соединений, протечки под фитингами, пористость (особенно на тонкостенной
конструкции сложной формы), недостаточное количество смолы,
некачественное соединение угольников, водотоки в угольниках и элементах
набора, расслаивание трехслойных панелей, образуются блуждающие,
неуловимые протоки, проходящие от одного конца к другому.
Вода в равной степени может появиться в результате атмосферных осадков
или конденсации в трюме. Каждая наружная царапина, трещина, поврежденная
зона и тем более глубокие борозды, обнажающие стекловолокна, должны быть
незамедлительно герметизированы во избежание просачивания воды.
Распад в стеклопластике всегда носит местный характер. Он постепенно
разъедает материал в глубину и не распространяется в том направлении,
куда вода не проникает. К местному распаду приведет просачивание воды в
любом направлении, включая капиллярное течение или подъем ее по
обнаженным волокнам. Единственный случай заметного на глаз распада в
результате разъедания, когда внутренний путь начинается на месте явного
входа. Путь наружу из внутренней полости не заметен до тех пор, пока
распад не распространится далеко, а к тому моменту формованная
конструкция окажется серьезно ослабленной.
Не существует <лечения> от распада. Единственная возможность избегнуть
распада - это качественно отформовать конструкцию и обеспечить
тщательное обслуживание судна. Если конструкция отформована качественно,
распад будет носить определенно местный характер и его можно устранить
тем же способом, что и мелкое повреждение. Требуются годы, чтобы распад
стал заметным. Только в опасных случаях он проявляется до истечения
десятилетнего срока. Однако известны случаи, когда корпуса судов были
разъедены насквозь или значительно ослаблены в течение четырехлетнего
срока службы в результате, например, повреждения соединения корпуса с
палубой вследствие протечек через расслоившуюся трехслойную палубную
конструкцию.