В настоящее время предпочитают покупать готовые к употреблению смолы,
содержащие в полном объеме красители, наполнители и ускорители.
Потребителю непосредственно перед использованием остается добавить лишь
катализатор.
Это создает значительные удобства и, кроме того, смола при этом имеет
улучшенные свойства. Составляющие компоненты невозможно полностью
перемешать с помощью палочки или даже механического миксера при
подготовке смеси в ведре. В фабричных условиях они перемешиваются с
использованием соответствующего оборудования и шаровых мельниц.
Сейчас в распоряжении изготовителя имеется большой выбор отвечающих
нормальным требованиям смесей и сортов смол различных цветовых оттенков.
Это определяет необходимость придерживаться стандартной цветовой гаммы,
но позволяет повторить оттенок, что невыполнимо в случае
самостоятельного добавления красящего пигмента.
Смешивание вручную большого количества отдельных компонентов трудоемко и
чревато непоправимыми ошибками. Кроме того, у потребителя создается
впечатление, что секрет технологии заключается в смешивании. Однако это
не так. Если смолы качественные и отвечают своему назначению, состав
композиции не имеет большого значения. Действительно существенным
является способ применения смолы. Что важнее применительно к деревянному
судну: качество древесины или способ постройки судна? Разумеется, способ
постройки. Ведь множество выносливых старых рыболовных судов были
построены еще для дедушек современных судовладельцев из дешевого
строевого лесоматериала и отходов, остающихся на судоверфях от постройки
дорогих яхт. Искусное мастерство способно обеспечить постройку прочного
судна буквально из старых ящиков для апельсинов. Точно так же обстоит
дело со смолами: настоящее мастерство важнее совершенства материалов.
IV.5. Ускоритель
Иногда ускоритель для смолы поставляется отдельно и добавляется, как
и катализатор, до начала полимеризации. Нам не внушает доверия такая
практика, поскольку при контакте ускорителя с катализатором в чистом
виде, а не в смеси со смолой, может произойти бурная реакция.
Советуем покупать смолы, уже смешанные с ускорителем. Рассеянный в
составе смолы катализатор не может войти в контакт с неразбавленным
ускорителем и вызвать реакцию настолько сильную, чтобы снести крышу.
При использовании таких предварительно ускоренных смол создаются
возможности для снижения уровня рабочих температур. Однако для новичков
он продолжает оставаться достаточно высоким; ни одному из них не следует
пытаться выполнять работу далеко за пределами нормальных температурных
условий, во всяком случае до тех пор, пока он не накопит достаточного
опыта.
Если в силу какой-либо неудачи появится необходимость в отдельном
добавлении ускорителя, рекомендуем обратить внимание на следующие
моменты.
1. Смешивать ускоритель необходимо весь целиком в бочках или ведрах
перед началом работы. Если возможно, смешайте его сразу во всех бочках,
а затем изолируйте ускоритель и все компоненты, подлежащие смешиванию,
предварительно пометив их, чтобы не допустить ошибки. При одновременном
смешивании больших количеств намного упрощаются замеры.
2. Необходимо иметь отдельные мерные емкости и смесительные контейнеры
как для катализатора, так и для ускорителя. Их иужио пометить н держать
на значительном расстоянии друг от друга (например, в различных
зданиях). Никогда ие следует пользоваться одной мерной емкостью для
катализатора и ускорителя.
Если вы держите бутыли с ускорителем и катализатором бок о бок,
используете одни и те же мерные емкости для каждого из них и добавляете
несколько капель ускорителя и катализатора к каждой мелкой порции смолы,
подготовьте себя к тому, что однажды двери и окна будут сорваны с
петель.
К сожалению, очень немногие поставщики смол предостерегают потребителей
от опасности, грозящей им вследствие неправильного обращения с
отдельными ускорителями.
IV.6. Красители
Любая часть, присоединяемая после формования (например, сборочный
узел, приформованная деталь арматуры или просто восстановленный
участок), должна быть выполнена из такой же смолы, которая послужила для
изготовления исходной формованной конструкции. Это не представляет
больших трудностей при использовании окрашенных смол, приготовленных в
фабричных условиях. Но когда краситель добавляется самим формовщиком
(возможно, сразу в объеме целого ведра), становится почти невозможным в
точности воспроизвести требуемый оттенок. В этом случае следует окрасить
всю партию требуемой для формования смолы. Соответствующее количество
приготовленной смеси необходимо оставить для устанавливаемого позже
сборочного узла. В противном случае формованная конструкция б^дет
различаться по цвету. Разумеется, это наиболее заметно на декоративном
слое, в связи с чем весьма существенно, чтобы применяемая для этой цели
смола была бы окрашена в объеме всей партии.
С течением времени краски слегка выцветают, а подобрать оттенок,
совпадающий с окраской старой формованной конструкции, почти невозможно.
Вследствие этого при ремонте или установке дополнительных частей на
судно, находящееся в эксплуатации в течение ряда лет, может
потребоваться повторное окрашивание всего судна.
IV.7. Наполнители
О наполнителях, т. е. дешевых порошках, добавляемых в смолу, пишут
массу всякого вздора.
Наполнитель безвреден при условии, если он правильно выбран и
используется в умеренных дозах. По существу наполнители способны
улучшить качество смолы за счет придания ей таких дополнительных
свойств, как повышенная твердость, износоустойчивость, уменьшенная
усадка, улучшенная обрабатываемость, более густая окраска (см. также
Приложение I).
Однако перегрузка смолы наполнителем с целью разбавления и удешевления
может существенно ослабить ее и ухудшить стойкость к выветриванию.
К тому же, использование плотной смолы приводит к дополнительной
трудности обработки, что становится совершенно очевидным в законченной
отформованной конструкции. Именно это явилось причиной дискредитации
идеи использования наполнителей. Но опасения по поводу целесообразности
применения наполнителей сильно преувеличены.
Трудно установить жесткие и строгие правила, регламентирующие количество
наполнителя. Здесь многое зависит от типа наполнителя, свойств смолы и
назначения наполнителя. В общем случае использование 15-20% мягкого
наполнителя (китайской глины, мела, талька и др.) и 20-30% жесткого
твердого наполнителя (кварца, сланца) представляется скорее полезным,
чем вредным.
, Окраска и тиксотропия обычно достигаются с помощью наполнителей.
В составе шпаклевок содержится от 70 до 90% наполнителя, что определенно
делается в угоду дешевизне. Но в таком случае правильнее рассматривать
их, как дешевые порошковые наполнители с небольшим количеством смолы для
образования шпаклевки, нежели как смолы, насыщенные наполнителем с целью
их удешевления. Подобные смеси в полной мере приемлемы в качестве
шпаклевок, а не конструкционных смол. Они служат для исправления
неудобных мест или при выполнении простейших ремонтных работ.
IV.8. Самозатухающие смолы
В настоящее время изготовлять огнестойкие полиэфирные смолы не
представляется возможным, хотя этому вопросу посвящается множество
исследований. Однако большинство полиэфирных смол являются
самозатухающими либо их можно приготовить такими с помощью простых
добавок.
Самозатухание означает, что горение смолы прекращается, как только пламя
устранено.
Многие самозатухающие смолы создают густой дым, а в некоторых случаях
выделяют и испарения.