Итак, поговорим немного о морских обычаях, уходящих корнями в прошлое,
приметах и суевериях.
Издавна не любят моряки понедельника, пятницы и тринадцатого числа. И, что греха
таить, бывали случаи, когда капитаны под всевозможными предлогами задерживали
выход судна в море до начала вторника или субботы, или четырнадцатого числа.
Среди английских моряков пятница считалась несчастливым днем. Капитаны старались
в этот день не выходить в море, не входить в порт и т. п. В конце XVIII века это
суеверие настолько сильно распространилось, что английское правительство решило
доказать абсурдность приметы. Построили корабль под названием "Пятница", который
заложили в пятницу, спустили на воду тоже в пятницу, выход судна в первый рейс
состоялся в пятницу. Но такова ирония судьбы: судно вместе с командой пропало
без вести.
Но не все мореплаватели относили пятницу к несчастливым дням. Например,
португальцы и испанцы считали ее благоприятным днем для отплытия, ибо Колумб
начал свое первое плавание, во время которого была открыта Америка, именно в
пятницу.
С числом тринадцать также связано немало любопытных историй. В 1907 году на
подводных камнях погибла семимачтовая шхуна "Томас Лаусон". Она была построена в
Америке в 1902 году и считалась самой крупной в мире, ее валовая вместимость
составляла 5218 регистровых тонн. Шхуна была названа именем человека, который
написал книгу "Пятница - тринадцатое число". Шхуна "Томас Лаусон" погибла в
пятницу 13 декабря.
Были и такие, совсем уж нелепые приметы, как, например, чихание при отплытии на
левом борту -признак предстоящего кораблекрушения, на правом - удача в плавании.
Если моряк, стоя на левом борту, чувствовал, что не в силах сдержать чихание, он
бегом бросался на правый борт.
Свистеть во время шторма значило усилить ветер. Свистун вызывал гнев у
окружающих. Зато во время штиля легкий свист должен был вызывать с нетерпением
ожидаемый ветер. Когда парусное судно попадало в полосу безветрия, то матросы
становились лицом в ту сторону, откуда ждали нужный ветер, и начинали свистеть.
Моряки брали в рейс карманные платки с узелками в четырех углах, которые
символизировали четыре направления по компасу. Развязывая соответствующий
узелок, они пытались изменить направление ветра. Если же ветер не менялся (а
понятно, что зачастую так оно и было!), моряка ругали за то, что он развязал не
тот узелок.
Преступлением считалось убийство чайки или другой морской птицы, ибо моряки
верили, что в них переселяются души погибших моряков.
Еще в Древней Греции при спуске судна на воду приносили жертвы и их кровью
окропляли судно.
К обряду жертвоприношения восходит широко распространенный современный обычай
при спуске на воду судна разбивать о его форштевень бутылку шампанского.
Моряки старинного флота придавали особое значение поведению животных на судне.
От моряков пошло всем хорошо известное выражение: "Крысы бегут с тонущего
корабля". Действительно, при попадании воды в трюм крысы, обитавшие там,
начинали выбираться наверх, спасаясь от воды. Они покидали корабль, уходя
сначала на берег, а потом на другое судно. Уход крыс с корабля считался верным
признаком того, что судно имеет течь. Моряки одних наций считали, что пребывание
на борту кота или кошки приносит несчастье. В старое время при найме на судно
предусмотрительный моряк не забывал осведомиться, есть ли на судне кот. Если кот
был, моряк предпочитал наняться на другое судно. Моряки других наций, наоборот,
были убеждены", что кошка на борту корабля приносит удачу. Известны случаи,
когда задерживалось отплытие судна из-за того, что экипаж разбежался по порту в
поисках своего исчезнувшего кота.
Выходят суда в море и в пятницу, и в понедельник, и тринадцатого числа, и с
экипажем из тринадцати человек, благополучно завершаются их плавания, однако
приметы следуют из века в век, доходя до наших дней в виде сказок.
А сколько легенд о морских "чудесах" дошло до нас из седой древности: тут
предания о сиренах, сладкоголосым пением привлекавших моряков и заманивавших
корабли на скалы; о морских змеях; о птицах, невероятных размеров, пожирающих
крупных животных; об осьминогах, опутывающих корабль щупальцами. Особое место
среди этих мифов занимают рассказы о дельфинах; их миролюбие и доброе отношение
к людям было подмечено еще в далекие времена. В настоящее время ученые-биологи
изучают этих удивительных животных.
Дельфины обладают многими поразительными способностями: это точность ориентации
с помощью эхолокации, быстрое погружение на огромную глубину, очень высокая
скорость передвижения, способность к быстрому обучению. Известно множество
примеров дружелюбного отношения дельфинов к людям.
Однажды в трал попал обессилевший, с кровоточащими плавниками, дельфин. Рыбаки
освободили его из сети трала и выпустили в море. На следующий день, когда рыбаки
поднимали трал из воды, появилась стая дельфинов во главе с животным, попавшим
накануне в беду. Дельфины кружили около судна, выскакивали из воды, как бы
выражая этим благодарность.
Человек оказался в бушующем море с одним спасательным матрацем. Наконец, шторм
начал стихать, но появились акулы. Вдруг стая дельфинов окружила человека,
надежно защитив от акул. Один из дельфинов головой стал подталкивать его к
далекому берегу. Человек был спасен.
Но самым необычным был дельфин, обитавший вблизи берегов Новой Зеландии. С
появлением его на сорок лет стал безопасным для мореплавания пролив с быстрыми
непостоянными течениями и подводными скалами. Когда в пролив входило судно, он
появлялся и плыл недалеко от корабля, а когда судно подходило к опасному месту
пролива, дельфин выскакивал перед форштевнем, но так, чтобы его видел рулевой.