|
||||||||||
![]() |
Что такое электроника? Принципы работы радиоустройств, радиокомпоненты, принципиальные схемы, электрические колебания и связь, цифровое ТВ, интегральные схемы и многое другое... |
![]() |
||||||||
Дата обновления 04.06.2016 |
Посвящение в радиоэлектронику, массовая радио-библиотека |
![]() |
||||||||
г. Саратов поддержка
проекта: Статистика
|
Электрические фильтры Принцип "чем больше, тем лучше" справедлив не всегда. Высокая добротность не нужна кораблю как колебательной системе. Иначе, попади он в резонанс с набегающими волнами, его раскачает так, что начнется черпание воды бортами, зарывание носом под воду и тому подобные неприятные явления. Следовательно, при проектировании обводов подводной части корабля надо стремиться получать не только минимальное сопротивление движению вперед, что обычно и делается, но и максимальное сопротивление качке. И уж совсем высокая добротность не нужна рессорной или пружинной подвеске автомобиля. Допустим на минуту, что она равна десяти. Тогда, проехав ряд выбоин на асфальте глубиной 5 см, автомобиль может подпрыгнуть на полметра! Это произойдет, если толчки от выбоин попадут в резонанс с собственными колебаниями автомобиля. Предоставим читателю самому оценить "прелести" такой езды, но обратим его внимание на то, что подвеска автомобиля не мыслится без амортизаторов -специальных устройств, поглощающих энергию колебаний и снижающих добротность подвески автомобиля примерно до 1... 3. Ну вот, а теперь после такой "механической" подготовки обратимся к электронике. Допустим, необходимо пропустить к усилителю некоторый диапазон звуковых частот. Сигнал поступает от радиоприемника, или тюнера, как теперь часто называют собственно радиоприемник без усилителя звуковой частоты. Передача сопровождается помехой-свистом высокого тона. Свист, естественно, надо бы ослабить. В этом случае поможет фильтр нижних частот. Его амплитудно-частотная характеристика соответствует резонансной кривой контура очень низкой добротности, близкой к единице. Все частоты от самых низких до резонансной частоты пропускаются фильтром без ослабления, а более высокие ослабляются. Но как понизить добротность контура до единицы? Взять очень плохую катушку индуктивности с большим омическим сопротивлением? Или конденсатор с плохой изоляцией между пластинами? Конечно, это не лучший выход из положения. Ведь энергия сигнала будет бесполезно теряться в проводах катушки или в диэлектрике конденсатора. Гораздо выгоднее подключить к контуру полезную нагрузку, в нашем примере - входное сопротивление усилителя звуковой частоты. Тогда и добротность контура понизится, а. поглощаемая энергия колебаний направится туда, куда нужно. Это как раз тот редкий случай, когда "и волки сыты, и овцы целы".
Высокая добротность подвески может стать причиной аварии
Г-образный фильтр нижних частот На рисунке показана схема простейшего Г-образного фильтра нижних
частот. Конденсатор с катушкой по-прежнему дружно образует
колебательный контур, в разрыв одного из соединительных проводов
подается входной сигнал, а параллельно конденсатору присоединена
полезная нагрузка, в нашем примере - входное сопротивление усилителя
звуковой частоты. Приведем очень простые соотношения, позволяющие
выбрать величины входящих в фильтр элементов. Добротность контура,
который теперь называется уже звеном фильтра, определяется
соотношением сопротивления нагрузки и реактивного сопротивления
конденсатора или катушки.
Получилось П-образное звено. Или так:
Два полузвена образуют Т-образное звено Получилось Т-образное звено. Оба они состоят из двух Г-образных
простейших звеньев и обеспечивают... Так и хочется сказать: вдвое
большее ослабление. Это будет верно, но только в том случае, если
ослабление считать в децибелах. А если просто, как мы привыкли, в
"разах"? Например, сигнал с частотой в три раза выше частоты среза
простое Г-образное звено ослабит примерно в десять раз. А два звена,
думаете, в двадцать раз? Ничего подобного в сто! Коэффициенты
передачи звеньев К перемножаются. Но тогда логарифмы этих величин
должны складываться. Вот почему радиоинженеры так любят
логарифмическую единицу ослабления или усиления децибел (дБ). В
децибелах можно измерить отношение любых двух величин, например
отношение выходного напряжения фильтра к входному, пользуясь
соотношением
Громкость измеряется в децибелах Но вернемся к фильтрам. Добавив еще звенья, можно спроектировать фильтр с очень крутым спадом частотной характеристики и выделить слабый полезный сигнал на фоне очень сильного мешающего.
Амплитудно-частотные характеристики многозвенных фильтров нижних частот Допустим, надо выделить слабый писк комара на фоне рева
реактивного двигателя. Эти звуковые сигналы уже преобразованы в
электрические с помощью микрофона. Нужен фильтр, пропускающий
высокие частоты (писк) и ослабляющий низкие (рев). Уже известный нам
фильтр нижних частот надо видоизменить - вместо катушек установить
конденсаторы, а вместо конденсаторов катушки. Получится фильтр
верхних частот. Вот схемы П- и Т-образных звеньев такого фильтра.
Фильтры верхних частот
Двухконтурный полосовой фильтр Если катушки двух контуров размещены достаточно близко друг к
другу, то часть магнитного потока одной катушки пересекает витки
другой и энергия колебаний передается из контура в контур. В этом
случае и говорят, что контуры связаны. Теперь мы знаем, что не
веревочкой, а магнитным полем катушек. Сигнал подают на один из
контуров, а снимают с другого. Благодаря связи контуров их
резонансные частоты несколько изменяются: одного понижается, а
другого повышается, причем это изменение тем больше, чем сильнее
связь. При определенной величине связи, называемой критической,
сдвиг частот становится больше, чем ширина резонансной кривой
каждого из контуров. В этом случае общая резонансная кривая двух
контуров приобретает характерную "двугорбую" форму. А если связать
несколько контуров? Резонансная кривая будет еще ближе к желаемой
прямоугольной. При связи контуров больше критической общая частотная
характеристика будет иметь столько "горбов", сколько контуров входит
в полосовой фильтр (попробуйте вообразить себе многогорбого
верблюда!). Подобные фильтры, называемые фильтрами сосредоточенной
селекции, сокращенно ФСС, очень часто применяют в радиоприемниках
всех классов сложности.
Параллельный и последовательный колебательные контуры
Полосовой фильтр и его характеристика
Пьезокерамический фильтр Наконец, просто необходимо рассказать об одной из "изюминок"
современной электроники кварцевых и пьезокерамических фильтрах.
Колебательные контуры в фильтре можно заменить кварцевыми
кристаллами, являющимися превосходными резонаторами. Фильтр от этого
только выиграет. Кварцевый фильтр позволяет получать почти идеальную
частотную характеристику, близкую по форме к прямоугольной. Даже на
весьма высоких частотах порядка единиц и десятков мегагерц кварцевые
фильтры могут иметь полосу пропускания всего несколько килогерц. Это
объясняется высокой добротностью кварцевых резонаторов. С обычными
LC-контурами такие результаты недостижимы. Кварцевые фильтры широко
применяют в высококачественной аппаратуре для радиосвязи.
Возбуждение ПАВ решеткой электродов (знаками " + " и " - " обозначена мгновенная полярность напряжения, через половину периода полярность изменится на обратную, а гребни волны займут место впадин) Теперь мы с вами знаем, как с помощью фильтров можно из огромного числа различных электрических колебаний выделить только определенные, нужные нам. Эта задача первостепенной важности и в радиоприемнике, и в телевизоре, и в устройствах многоканальной связи, и во многих других приборах. Как говорят специалисты, фильтры осуществляют частотную селекцию сигналов. Но прежде чем выделить сигналы нужной частоты, эту частоту надо знать и уметь измерить, а для этого нужен инструмент измерений.
Монолитный полосовой фильтр на ПАВ
Занимательная электроника, читать далее.
Советы по содержанию и уходу за водным транспортом
|
|
||||||||
|
||||||||||
Размещение статей Каталог автомобильной тематики Химия для мойки водного транспорта Полезные советы по содержанию и тюнингу водного транспорта Как научиться водить катер и получить права
|