|
||||||||||
![]() |
Что такое электроника? Принципы работы радиоустройств, радиокомпоненты, принципиальные схемы, электрические колебания и связь, цифровое ТВ, интегральные схемы и многое другое... |
![]() |
||||||||
Дата обновления 05.06.2016 |
Посвящение в радиоэлектронику, массовая радио-библиотека |
![]() |
||||||||
г. Саратов поддержка
проекта: Статистика
|
Дневные и ночные волны Еще в первых опытах А. С. Попова и других изобретателей было
установлено, что чем больше размеры антенн, тем больше и дальность
связи. Ведь, как мы уже знаем, рабочая частота первых, простейших
передатчиков определялась единственным колебательным контуром, в
который входила и антенна. Были и теоретические соображения в пользу
сверхдлинных волн, которые должны были огибать выпуклость земной
поверхности за счет известного из оптики явления дифракции.
Ионосфера Земли А чем объяснить, что днем дальность связи намного меньше, чем
ночью? Маркони проводит массу опытов, конструирует направленную
антенну, но факт остается фактом: днем волны почему-то поглощаются,
а ночью нет. Оказывается, один ионизированный слой образовался бы, если бы атмосфера была однородной и имела одинаковую температуру на всех высотах. В действительности же состав верхних слоев атмосферы весьма неоднороден, и, кроме того, наблюдается несколько температурных инверсий (отклонений от нормального закона убывания температуры с высотой). Ближе всего к поверхности Земли на высоте около 70 км расположен слой D. Это нерегулярное образование ионосферы существует только в дневные часы, когда велика интенсивность солнечного ионизирующего излучения. На высотах 100... 120 км постоянно существует слой Е. В зависимости от времени суток и года изменяется лишь концентрация свободных электронов в этом слое. Ночью слой располагается несколько выше, а днем ниже, что также связано с изменениями потока ионизирующего излучения. Самый верхний слой, слой F, располагается на высотах 150...350 км, где и атмосферы-то уже практически нет, настолько разрежен воздух на этих высотах. Молекулы газов, составляющих атмосферу, там распадаются на отдельные атомы, которые под действием ионизирующего излучения немедленно теряют внешние, наиболее удаленные от ядра электроны и становятся положительно заряженными ионами. А потерянные ими электроны становятся свободными и с огромными скоростями летают в верхних слоях атмосферы, пока не столкнутся с каким-либо положительным ионом. Путь, проходимый любой частицей между двумя столкновениями, называют длиной свободного пробега. В верхних слоях, где частиц мало, длина свободного пробега может быть очень большой. Процесс воссоединения электрона с ионом называется рекомбинацией. Таким образом, содержание заряженных частиц в атмосфере определяется двумя процессами: ионизацией внешним излучением и рекомбинацией из-за соударений. Теперь становится понятным, почему ионизированных атомов и молекул почти нет у поверхности Земли: поток ионизирующего излучения здесь очень мал, поскольку он уже поглотился в верхней атмосфере, а соударения очень часты и рекомбинация ионов и электронов происходит немедленно. В верхних слоях все наоборот: поток ионизирующего излучения велик, а столкновения, приводящие к рекомбинации, относительно редки. Вот поэтому практически все атомы в самых верхних слоях ионосферы ионизированы.
Концентрация электронов в ионосфере Днем слой f распадается на два: f1, и f2. Слой f1, расположенный ниже, обусловлен ионизацией молекулярного азота, а слой f2 ионизацией атомарного кислорода. Ночью слой f1, исчезает вследствие рекомбинации пар электрон ион, а слой f2 сохраняется, хотя концентрация электронов в нем значительно уменьшается. На приводимом рисунке показаны примерные графики, связывающие электронную концентрацию (число электронов в единице объема) с высотой. Не следует думать, что об ионосфере Земли уже все известно. В смысле познания Вселенная неисчерпаема, и она преподносит нам все новые и новые сюрпризы. Один из таких сюрпризов положил конец увлечению сверхдлинными волнами в радиотехнике.
Занимательная электроника, читать далее.
Советы по содержанию и уходу за водным транспортом
|
|
||||||||
|
||||||||||
Размещение статей Каталог автомобильной тематики Химия для мойки водного транспорта Полезные советы по содержанию и тюнингу водного транспорта Как научиться водить катер и получить права
|