Что такое электроника? Принципы работы
радиоустройств, радиокомпоненты, принципиальные схемы, электрические
колебания и связь, цифровое ТВ, интегральные схемы и многое другое...
Дата обновления
07.06.2016
Посвящение в радиоэлектронику, массовая радио-библиотека
поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Современная техника грамзаписи
Следующим шагом в механической звукозаписи был отказ от
граммофонов и патефонов и переход к электрическому воспроизведению.
Появился адаптер-устройство для преобразования колебаний иглы в
электрический сигнал. Этот сигнал можно было усилить до любого
необходимого уровня и подвести к громкоговорителю. При электрической
грамзаписи не нужна большая амплитуда колебаний звуковой дорожки на
пластинке, и плотность записи удалось значительно повысить.
Появились долгоиграющие пластинки с микроскопической канавкой и
большим временем звучания. Заметно возросло и качество звукозаписи.
Давайте не будем подробно рассматривать технологию производства
долгоиграющих пластинок. В принципе она осталась той же, что и для
обычных пластинок. Рассмотрим аппараты для воспроизведения записи
-проигрывателии обсудим проблемы,
связанные с повышением качества звуковоспроизведения.
Прежде всего пластинку нужно привести во вращательное движение. Тут
не обойтись без электрического двигателя. Согласитесь, что
несерьезно в наш электронный век заниматься пружинными приводами с
заводной ручкой, как у патефона! В относительно дешевых, массовых
проигрывателях используют двигатели переменного тока, питаемые
непосредственно от сети. К тонкому валу двигателя прижимается
обрезиненный ролик, касающийся также и внутренней поверхности диска,
на который кладется пластинка. Диаметры вала и диска подобраны так,
чтобы получить требуемую скорость вращения пластинки 33 об/мин. В
некоторых моделях предусматривают механическое переключение скорости
на 45 об/ мин (зарубежный стандарт) и 78 об/мин (старые,
недолгоиграющие пластинки). К недостаткам подобного привода
относится повышенный шум, создаваемый двигателем. Его шум не только
слышен непосредственно, но и передается на чувствительный элемент
адаптера механическим путем, проникая таким образом в электрический
канал воспроизведения. Для борьбы с шумом и двигатель, и
звукосниматель-адаптер тщательно амортизируют. Обрезиненный ролик
тоже вносит лепту, вызывая своими неровностями малые колебания
скорости диска, называемые детонациями. В более совершенных
проигрывателях отказываются от обрезиненного ролика и заменяю! его
бесконечным резиновым ремнем-пассиком, проходящим через шкивы на
осях двигателя и диска. Пассик хорошо амортизирует вибрации
двигателя, но хлопот с ним больше, и надежность системы получается
ниже.
Рекордер
Диск проигрывателя в любом случае стараются делать
потяжелее, чтобы своей инерцией он сглаживал рывки и детонации
привода. Здесь важна не сама по себе масса диска, а его момент
инерции. Больший момент инерции получается у дисков большого
диаметра с массивным ободом. Подшипники диска выполняют с особой
тщательностью, а сам диск подгоняют до точного совпадения его центра
инерции с осью вращения, чтобы устранить возможные биения диска при
вращении. Если не требовать быстрого раскручивания и быстрой
остановки диска (а это обычно не нужно), то привод диска может быть
совсем маломощным - ведь остается преодолеть лишь малую силу трения
в подшипниках. В дорогих моделях проигрывателей отказались от
двигателя переменного тока и стали применять микродвигатели,
питаемые от стабилизированного источника постоянного напряжения, тем
самым снижали шум и вибрации.
Головка граммофона: 1-игла; 2-мембрана;
3-рупор
Наиболее совершенным считают привод от двигателя, выполненного
как одно целое с диском. Обмотки этого многополюсного двигателя
питают пульсирующим током от специального транзисторного генератора,
а управляет генератором фотоэлектрический датчик скорости вращения,
закрепленный у обода того же диска. Вся система позволяет
поддерживать очень высокую стабильность скорости вращения диска.
Другой очень ответственный узел проигрывателя - звукосниматель с
держателем или, как его называют, тонармом. Самый простой
звукосниматель - пьезоэлектрический. Игла, бегущая по звуковой
дорожке, скреплена с небольшой прямоугольной пластинкой из
пьезокерамики. Вибрации иглы передаются пластинке, и на ее
поверхности возникает переменный потенциал звуковой частоты. Через
специальные выводы он подводится к усилителю. Пьезоэлектрический
звукосниматель очень высокого качества трудно изготовить по многим
причинам. Пьезоэлемент жесткий, поэтому игла оказывает повышенное
давление на стенки извилистой звуковой дорожки на пластинке. У
пьезоэлемента много побочных механических резонансов, и поэтому
трудно получить равномерную частотную характеристику звукоснимателя.
По этим причинам пьезоэлектрические звукосниматели используют лишь в
дешевых моделях проигрывателей.
В электромагнитной головке звукоснимателя с иглой скреплен крошечный
магнит, около которого находится катушка с большим числом витков
очень тонкого провода. Вибрация магнита изменяет магнитный поток,
пронизывающий витки катушки, и наводит на них ЭДС индукции,
изменяющуюся в такт с колебаниями иглы. Иногда магнит делают
неподвижным, а с иглой скрепляют миниатюрную катушку. Чем легче
подвижная система звукоснимателя и чем выше ее гибкость, тем точнее
игла отслеживает извилины звуковой дорожки. При этом повышается
качество звуковоспроизведения и уменьшается износ пластинки. Другой
фактор, влияющий на износ пластинок,
прижимная сила на кончике иглы, проще говоря, сила, с которой игла
давит на пластинку.
У первых патефонов и граммофонов эта сила составляла многие десятки
и даже сотни грамм (физики знают, что силу надо измерять в ньютонах,
но для всех эта единица уж очень непривычна). Один грамм силы -
внесистемная единица-составляет 9,8
миллиньютон, в которых справочники и дают прижимную силу
звукоснимателей.