Что такое электроника? Принципы работы
радиоустройств, радиокомпоненты, принципиальные схемы, электрические
колебания и связь, цифровое ТВ, интегральные схемы и многое другое...
Дата обновления
07.06.2016
Посвящение в радиоэлектронику, массовая радио-библиотека
поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Бытовые радиокомплексы и электроакустика
Если у вас нет видеомагнитофона, то прочей радиоаппаратуры обычно
набирается немало. Это-радиоприемник, телевизор, проигрыватель и
магнитофон. Среди них только телевизор стоит несколько особняком, а
все остальные устройства имеют одинаковые выходы - усилители и
громкоговорители. Напрашивается мысль о радиокомплексе. Ведь
действительно нет никакого смысла иметь отдельные выходные
устройства для каждого из приборов. За ту же стоимость можно
получить единый усилитель с акустическими колонками значительно
более высокого класса. Так и поступают. Основу радиокомплекса
составляют усилитель со многими переключаемыми входами и
громкоговорители. Иногда универсальный усилитель сокращенно называют
УКУ-усилительно-коммутационное устройство.
Радиокомплекс легко наращивать. Приобретя сначала усилитель с
колонками, вы можете подключить его, например, к трансляционной
радиосети. Но такое решение вряд ли доставит удовольствие. Зато,
если усилитель достаточно высокого качества, вы усвоите одну очень
простую истину: весь радиокомплекс работает не лучше, чем самый
плохой его элемент. Послушав работу усилителя. Вы снова подключите к
трансляционной сети "динамик", висящий на кухне, и поедете
присматривать проигрыватель или магнитофон. Выбор значительно
облегчается благодаря разделению аппаратуры на классы. Проигрыватель
второго класса "Аккорд" нет никакого смысла подключать к усилителю
высшего класса "Радиотехника 001". И наоборот, если у вас уже есть
усилитель и колонки относительно невысокого класса, бесполезно
приобретать дорогой и высококачественный проигрыватель. Часто
радиоаппаратура выпускается подобранной в комплексы различного
класса.
Мы уже обсудили возможности улучшения качества проигрывателей и
магнитофонов. Пора перейти к оконечным устройствам радиокомплекса.
Прежде всего надо заметить, что электроника в вопросах повышения
качества продвинулась гораздо дальше смежных областей техники.
Действительно, качественные показатели проигрывателей и магнитофонов
определяются главным образом их механической частью, качеством
грампластинки или ленты. Предварительные усилители электрических
сигналов, вмонтированные в эти устройства, практически не вносят
искажений. То же относится и к оконечным усилителям. Современные
усилители мощностью несколько десятков ватт вносят нелинейные
искажения в сотые доли процента и имеют практически равномерную
частотную характеристику в диапазоне звуковых частот 20 Гц ... 20
кГц, т. е. практически во всем диапазоне частот, слышимых
человеческим ухом. Все чаще подобные усилители оформляются в виде
одной интегральной микросхемы и кроме обычных выводов оснащаются
крепежным винтом или металлической пластиной для крепления на
радиаторе с целью отвода тепла от мощных оконечных транзисторов
микросхемы. Электрическая схема устройства получается предельно
простой: два интегральных усилителя для двух стереоканалов да
несколько навесных деталей -вот и все.
К сожалению, такими же успехами пока не может похвастаться
электроакустика. И это не случайно. Спроектировать хорошую
акустическую систему очень сложная задача, связанная со многими
чисто физическими ограничениями. Главной проблемой обычно является
воспроизведение наинизших частот звукового спектра. На этих частотах
громкоговоритель должен излучать довольно длинные звуковые волны.
Устройство обычной динамической головки громкоговорителя вы
наверняка знаете. Имеется звуковая катушка, скрепленная с диффузором
и помещенная в поле сильного постоянного магнита. Когда по катушке
проходит ток звуковой частоты, возникает сила Ампера, заставляющая
двигаться катушку и диффузор. Двигаясь вперед, диффузор создает
волну сжатия. Но в то же самое время на задней стороне диффузора
возникает волна разрежения, и если скорость движения диффузора
невелика, то воздух просто перетекает от передней стороны диффузора
к задней, не создавая звуковой волны в окружающем пространстве.
Самый простой способ улучшить воспроизведение низших частот
поместить головку на акустический экран больших размеров. Раньше
такой экран называли "отражательной доской", подчеркивая этим тот
факт, что экран, да и весь корпус громкоговорителя изготавливали из
деревянных досок. Сейчас для этой цели чаще используют
древесно-стружечные плиты. Экран эффективно действует до тех пор,
пока расстояние от передней стороны диффузора до задней, измеренное
в обход края экрана, будет больше половины длины звуковой волны.
Итак, для воспроизведения частоты 30 Гц нужен экран со стороной 5,5
м!
Как же быть? Неприемлемый из бытовых соображений, но вполне разумный
с физической точки зрения выход заключается в следующем: вы сверлите
круглую дыру в стене, разделяющей две комнаты и вставляете в нее
динамическую головку. Стена служит акустическим экраном. А вот
решение, предложенное одним американским радиолюбителем; я видел
этот рисунок в старом журнале. Автор приглашает в гости (наверное,
на прослушивание) приятеля и обещает: "Боб, ты не слышал Hi - Fi,
пока не слышал моего!". Кстати, тут следовало бы объяснить этот,
получивший широкое распространение термин "Hi - Fi" (начальные буквы
английских слов high fidelity-высокое качество, высокая верность
воспроизведения звука).
Но, оставив полушутливые решения, как же все-таки
добиться воспроизведения низших частот из корпуса громкоговорителя,
ограниченного по размерам? Сначала шли на компромисс и корпус делали
побольше, а те низкие частоты, которые все-таки воспроизводились
плохо, как говорят, "заваливались" громкоговорителем, искусственно
"поднимали" в усилителе звуковой частоты. Так удавалось понизить
диапазон воспроизводимых частот до 100 и даже 60 Гц. Более
радикальное решение проблемы пришло в 60-х годах. А что если вообще
устранить излучение задней стороны диффузора? Тогда не будет и
акустического "короткого замыкания" на низших частотах. Сделали
закрытый ящик и набили его звукопоглощающим материалом (хотя бы
ватой). Результаты получились хорошие. Несмотря на то что КПД
громкоговорителя упал вдвое, диапазон воспроизводимых частот
расширился.