Что такое электроника? Принципы работы
радиоустройств, радиокомпоненты, принципиальные схемы, электрические
колебания и связь, цифровое ТВ, интегральные схемы и многое другое...
Дата обновления
07.06.2016
Посвящение в радиоэлектронику, массовая радио-библиотека
поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Начало радиолокации
В 30-х годах нашего столетия сгущались тучи на политическом
горизонте Европы, да и всего мира. Набирал силу и наглел фашизм в
Германии, Италии, в Японии поговаривали о мировом господстве. Страны
оси Рим-Берлин-Токио лихорадочно вооружались. Росли скорости,
вооруженность и дальность полета самолетов. Появилась настоятельная
необходимость в обнаружении и определении координат воздушных целей.
Но как это сделать? Имевшаяся в это время звуколокационная техника
уже не могла работать удовлетворительно. Тем не менее
звукоулавливатели разрабатывались, и на октябрьских парадах возили
по Красной площади похожие на спрутов установки с черными рупорами и
переплетением трубок. "Слухач" звукоулавливателя наводил рупоры в
направлении места, откуда исходил звук от летящего самолета. Но
скоростной самолет улетал в это время далеко... К тому же звук
"относился" ветром. А обычные методы визуального наблюдения
оказывались бесполезными, как только самолет скрывался за облаками.
Прожекторы да звукоулавливатели - вот и вся техника, которая была в
распоряжении военных к середине 30-х годов.
И военные выступили с инициативой создать новые средства
использующие другие виды излучений, главным образом электромагнитные
волны. Инициаторами исследований были представитель Главного
артиллерийского управления (ГАУ) РККА М.М.Лобанов, впоследствии
генерал-лейтенант, и представитель управления ПВО РККА П. К. Ощепков,
впоследствии профессор, директор Института интроскопии. В
Центральной радиолаборатории (ЦРЛ) организовалась группа под
руководством старшего инженера Ю. К. Коровина. Договор между ЦРЛ и
ГАУ был заключен в октябре 1933 года. Кстати, этот договор был
первым в СССР юридическим документом, положившим начало планомерным
научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам в области
радиолокации, а также их финансированию. В Соединенных Штатах по
настоянию вице-адмирала Б^уэна лишь в 1935 году конгресс ассигновал
Морской исследовательской лаборатории 100ООО долларов специально на
работы в области радиолокации. А первый контракт с промышленностью
на постройку шести опытных станций был заключен в 1939 году.
Официальная западная история родиной радара считает Великобританию.
Сейчас трудно винить историков за эту неточность, ведь все работы по
радиолокации и у нас, и за рубежом по понятным причинам проводились
в обстановке строжайшей секретности. Перед второй мировой войной
Великобритания располагала самым большим в Европе военно-морским
флотом, но Германия имела подавляющее превосходство в воздухе.
Поэтому защита от воздушного нападения (немцы неоднократно бомбили
Лондон) была для англичан жизненно важной задачей. С 1936 года вдоль
побережья Великобритании стали строить линию постов раннего
радиолокационного обнаружения, к началу войны она была закончена.
Идея радиолокации в те годы буквально носилась в воздухе. Впервые ее
высказал П. К. Ощепков еще в 1932 году. Позднее он же предложил идею
импульсного излучения. Любопытно, что спустя два года в
Ленинградский электрофизический институт (ЛЭФИ) как-то пришел
командир зенитной батареи с предложением использовать для
обнаружения самолетов радиоволны. Он не знал, что подобные работы
уже ведутся.
16 января 1934 года в Ленинградском физико-техническом институте (ЛФТИ)
под председательством академика А.Ф. Иоффе состоялось совещание, на
котором представители ПВО РККА, в числе которых был и П. К. Ощепков,
поставили задачу обнаружения самолетов на высотах до 10 и дальности
до 50 км в любое время суток и в любых погодных условиях. В
протоколе совещания, в частности, говорилось: "При этом должны быть
разработаны относительно достаточно мощные генераторы дециметровых и
сантиметровых волн, направляющие электромагнитные излучения системы,
а также приемные устройства, обеспечивающие по отраженному
электромагнитному лучу определение местонахождения самолетов (их
координаты), их количества, курс движения и скорости". Согласитесь,
что задачи радиолокации были сформулированы предельно точно, но
техники еще не было За работу взялись несколько групп изобретателей
и ученых. В ЛЭФИ группа энтузиастов (Б. К. Шем-бель, В. В. Цимбалин
и др.) использовала метод непрерывного излучения радиоволн. Приемник
и передатчик располагались раздельно. К приемнику поступали два
сигнала: один непосредственно от передатчика, а другой отраженный от
самолета. Поскольку дальность до самолета все время изменялась,
набегала и фаза отраженной волны. Она то складывалась, то вычиталась
с волной, приходящей непосредственно от передатчика. Возникала
интерференция волн, вызывающая характерные биения, слышимые в
телефонных наушниках, присоединенных к выходу приемника. Первые
опыты проводились в Ленинграде, а уже летом 1934 года опытную
установку показывали в Москве членам правительства. Передатчик был
установлен на верхнем этаже дома № 14 по Красноказарменной улице, а
приемник располагался в районе пос. Новогиреево по шоссе
Энтузиастов, сразу же за Измайловским парком. На лесную поляну
приехали маршал М. Н. Тухачевский, Н. Н. Нагорный, впоследствии
командующий ПВО страны, академик М. В. Шулейкин и другие. Аппаратуру
показывал энтузиаст радиолокации представитель " IIВО П. К. Ощепков.
Самолет, специально летавший в районе расположения аппаратуры,
обнаруживался уверенно. Эта аппаратура работала на метровых волнах с
использованием дипольных антенн. Диаграммы направленности их были
широкими, и координаты самолета определялись лишь весьма
приблизительно.
Неясных вопросов было очень много. Никто не знал, как отражаются
Радиоволны. Ведь до той поры имелись сведения лишь "затенении"
радиотрассы, обнаруженном еще А. С. Поповым: 1 та между двумя
кораблями, осуществлявшими радиосвязь, проходил третий, связь
нарушалась. Было известно об опытах американцев А. Тейлора и Л.
Юнга, наблюдавших отражения радиоволн. И это все. Поэтому
неудивительно встретить в отчете ЦРЛ, например, такие строки:
"Отражающее зеркало не из металла, а из фанеры дает отражение
примерно в четыре пять раз меньше, чем металлические". Исследовали
разные конструкции антенн, генераторных ламп, разные схемы приема,
зависимость отражения от положения и типа самолета, от его высоты.
Нелегким трудом добывались знания и опыт. Случались и неожиданные
открытия.
В 1936 году в Евпатории группа Б. К. Шембеля испытывала новый
радиопеленгатор "Буря". Он работал уже на дециметровых волнах длиной
21.. .23 см. Передатчик непрерывного излучения был выполнен на
совершенно новом по тому времени электровакуумном приборе -
магнетроне. Две параболические антенны (одна для передачи, другая
для приема) устанавливались на поворотном устройстве снятого с
вооружения звукоулавливателя. Вся аппаратура вместе с батареями и
аккумуляторами размещалась на автомобильном прицепе. Пеленгатор
успешно обнаруживал самолеты на расстоянии около 10 км. При этом в
телефонах был слышен достаточно низкий звук биений, соответствующий
доплеровской частоте. Но вот операторы отметили своеобразный
свистящий звук, напоминающий щебетание ласточки. Звук появлялся
только при ориентации антенны на юго-восток, где никаких видимых
целей не было. Кроме того, звук появлялся при вибрации установки,
хотя бы небольшой. Оказалось, что вибрация элементов генератора
приводила к небольшой частотной модуляции его колебаний.
Частотно-модулированные колебания, отраженные от неподвижного
объекта, создавали биения в приемнике. Но что могло отражать
радиоволны? Частота биений была так высока, что отражение было
возможно лишь от очень удаленного объекта. Взгляд на карту прояснил
дело. Радиоволны отражались от горных вершин Ай-Петри и Роман-Кош,
возвышавшихся над горизонтом и видимых только в исключительно
хорошую погоду. Расстояние до вершин было около 100 км. Так, хотя и
случайно, РЛС непрерывного излучения с частотной модуляцией впервые
осуществила локацию очень удаленных неподвижных объектов.
Особый успех выпал на долю группы, разрабатывавшей в ЛФТИ макет
импульсного радиолокатора. В 1938 году макет был испытан и показал
дальность действия до 50 км по самолету, летевшему на высоте 1,5 км.
Создатели макета Ю. Б. Кобзарев, П. А. Погорелко и Н. Я. Чернецов в
1941 году за разработку радиолокационной техники были удостоены
Государственной премии СССР.
Юрий Борисович Кобзарев, ныне академик, рассказывает: "Редуты" -
станции нового типа для обнаружения самолетов-были построены на
принципе импульсного излучения радиоволн. До этого в подобных
установках использовалось непрерывное излучение. Применяя же
импульсный метод, мы рассчитывали, что удастся обнаруживать самолеты
на больших расстояниях. В основу "редутов" легли работы,
проводившиеся в Опытном секторе ПВО под руководством П. К. Ощепкова
и в организованной в 1935 году Д. А. Рожанским лаборатории ЛФТИ".
Передатчик радиолокатора был собран на лампе ИГ-8, специально
разработанной для этой цели В. В. Цимбалиным. Он имел мощность
40...50 кВт в импульсе при анодном напряжении около 20 кВ и работал
на метровых волнах. Размещался передатчик в автофургоне, а на крыше
фургона возвышалась антенна типа "УдаЯги" с пятью директорами и
тремя рефлекторами, укрепленными на мачте высотой 12 м. В другом
автофургоне размещался приемник с точно такой же антенной.
Название антенны требует небольших пояснений. Она была изобретена
японским профессором Хидетсугу Яги и описана его коллегой,
профессором Уда, в специализированном японском журнале в марте 1926
года. В то время специалисты всего мира читали японские технические
журналы, написанные иероглифами, не чаще, чем мы с вами, и названная
публикация прошла незамеченной. Профессор Уда повторил публикацию
спустя два года, но уже на английском языке и в американском
журнале. Антенна сразу получила признание и стала широко
использоваться благодаря простоте конструкции и высокой
эффективности. Все ее элементы размещены на несущей траверсе. Кроме
обычного полуволнового диполя, соединенного с фидером, она содержит
пассивные вибраторы-рефлекторы, находящиеся позади активного
вибратора-диполя, и директоры, направляющие излучение вперед. Теперь
антенны этого типа называют "волновой канал", они широко
используются для приема телевидения, и их можно увидеть на крыше
почти каждого дома.
Третий автофургон содержал агрегаты питания всей станции, получившей
название "Редут". После всесторонних испытаний и усовершенствований
станция "Редут" была принята летом 1940 года на вооружение войск ПВО
под названием РУС-2. Небезынтересна история этого названия.
Расшифровывается оно так:"Радиоуловитель самолетов", а предложил его
нарком обороны К. Е. Ворошилов, когда познакомился с первыми
макетами станций непрывного излучения.