Общие сведенья, устройство, основы технической
эксплуатации, судовождение, основы лоции, правила плавания по внутренним
водным путям РФ, местные (бассейновые правила плавания),
административная ответственность
Дата обновления
15.06.2016
Обучение вождению гидроциклов и маломерных судов, общие сведения,
лоция.
поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Общая характеристика и краткий обзор
водных путей
Большая часть поверхности Земли покрыта водами океанов и морей,
на их долю приходится 70,7 %, а на долю суши всего 29,3% . Россия
омывается водами 3 океанов и 13 морей, имеет более чем 38 тыс. км.
морского побережья, а судоходные внутренние водные пути России
протяженностью в настоящее время около 94 тыс. км., являются
важнейшей частью транспортной инфраструктуры страны. Несколько
основных определений.
Море - часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышением дна
и отличающаяся от океанической акватории соленостью и температурой
вод, характером течений, приливами или строением земной коры дна.
Моря подразделяются на окраинные (хорошо сообщаются с океаном -
Баренцево, Карское, Берингово и др.), средиземные (наоборот,
отделены от океана и сообщаются с ним узкими проливами, разделяются
на межматериковые и внутриматериковые - Балтийское, Черное, Белое и
др.) и межостровные (окружены кольцом островов или островных дуг -
Соломоново, Фиджи и др.).
Морское пространство -прилегающее к побережью России, в свою очередь
делится на внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую
и исключительную экономическую зоны. К внутренним морским водам
нашего государства (не вдаваясь в тонкости определений в
международном морском праве) отнесены воды морских и рыбных портов,
бухт, губ, заливов и лиманов, находящиеся под полным суверенитетом
страны. Внешняя граница территориального моря располагается на
удалении 12 морских миль от внешней кромки внутренних морских вод и
является государственной границей Российской Федерации на море.
Выход маломерного судна в море и плавание в прибрежных морских водах
связан с большей опасностью для жизни экипажа и пассажиров, требует
от судоводителя особой подготовки в вопросах судовождения и хорошей
морской практики.
Внутренние водные пути включают в себя реки, озера, водохранилища,
каналы, расположенные на территории одного государства и
подразделяются на: судоходные, несудоходные и сплавные;
искусственные и естественные; круглонавигационного и периодического
использования. Постоянный водный поток значительных размеров с
естественным течением по руслу от истока вниз до устья называется
рекой.
Естественные котловины (впадины) земной поверхности, заполненные
водой и не имеющие прямого соединения с морем носят названия озер.
Озера питаются подземными и поверхностными водами, делятся на
бессточные, сточные и проточные. Искусственные озера, которые
создаются путем перекрытия рус-ла реки плотиной носят название
водохранилищ. Водохранилища условно делятся на три зоны: верхнюю
(речную), среднюю (озерно-речную) и нижнюю (озерную). Условия
судоходства на крупных озерах и водохранилищах подобны условиям
.плавания в прибрежных морских районах.
Искусственное русло правильной формы, предназначенное для движения
судов, называется судоходным каналом. Каналы подразделяются: по
назначению - на соединительные, обходные, подходные; по форме - на
открытые (соединяют два русла с одинаковым уровнем), шлюзованные (с
разным уровнем); по способу питания - на самотечные и с
искусственным питанием. Плавание по каналу всегда достаточно сложно
из-за малых габаритов судового хода, наличия различных заграждений,
шлюзов, ворот, паромных и иных переправ, различных ограничений и
запрещений (скорости, отдачи якорей, использования лотов и т.п.),
требует от судоводителей повышенного внимания, дисциплины и
готовности к резким изменениям обстановки. Во время работы насосных
станций в каналах всегда следует ожидать возникновения трудно
учитываемых течений различной скорости и направления. Как правило,
скорость движения судов в каналах ограничивается 15 - 20 км/час
(кроме СПК и СВП).
Для движения судов на судоходных водных путях выделяется наиболее
глубокая полоса, именуемая судовым ходом (фарватером), который
характеризуется шириной, глубиной, радиусом закруглений, габаритами
шлюзов и т.п. Наименьшие гарантированные габариты судового хода на
су доходных водных путях страны усилиями работников соответствующих
ведомств Минтранса России поддерживаются в течение всей навигации.
Классификация водных бассейнов для плавания прогулочных (маломерных)
судов, поднадзорных ГИМС России, осуществляется в зависимости от
преобладающих в этих бассейнах гидрометеорологических условий,
удаленности бассейнов от портов (убежищ) и режима судоходства, при
этом подразумевается, что указанные бассейны свободны ото льда.
Класс маломерного судна, не имеющего палубы (беспалубного) и
постоянно эксплуатирующегося в бассейне (разрешенном для плавания
районе), не может быть ниже разряда бассейна. Допуск к
эпизодическому плаванию в бассейнах с разрядом выше класса
маломерного судна, а также принятие решения о возможности и условиях
перегонов судов через бассейны, имеющие разряд выше класса судна,
осуществляет соответствующий орган ГИМС, по результатам проведения
специального (внеочередного) осмотра судна и при предоставлении
судовладельцем (судоводителем) обоснованного плана мероприятий,
гарантирующих безопасность плавания на этот период.
В зависимости от режима судоходства водные бассейны делятся на:
- бассейны с морским режимом судоходства, где действуют
Международные правила предупреждения столкновения судов в море;
- бассейны с внутренним режимом судоходства, где действуют Правила
плавания по внутренним водным путям;
- несудоходные бассейны.