Общие сведенья, устройство, основы технической
эксплуатации, судовождение, основы лоции, правила плавания по внутренним
водным путям РФ, местные (бассейновые правила плавания),
административная ответственность
Дата обновления
19.06.2016
Обучение вождению гидроциклов и маломерных судов, общие сведения,
лоция.
поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Неразмываемые образования в русле реки,
препятствия в русле реки
Неразмываемые образования в русле реки
Состоят из глины или камней. Глинистый выступ у высокого берега
яра называют печиной. Она может быть под или над водой - в
зависимости от уровня воды. Ниже печины образуется суводь - по ней
судят о наличии подводной печины. Иногда она по мере размыва берега
может превратиться в глинистый подводный осередок. Возле печины
всегда большая глубина и быстрое течение.
Каменистые образования в русле реки более разнообразны. На реках
Украины встречаются высыпки, огрудки, одинцы, пороги, гряды.
Высыпка - это твердая отмель, образованная выносами мелкой гальки
или камней из оврага или притока, несколько ниже по течению.
Огрудком называют небольшое скопление камней в русле, обычно
вытянутое вдоль берега на небольшом расстоянии от него, по сути это
каменистый осередок. А одиночный камень больших размеров в русле
реки называют одинцом. Он огражден навигационными знаками.
Порогами в лоции называют каменистый участок русла с большим
уклоном, который характеризуется большой скоростью течения и малыми
глубинами. На порогах судовой ход извилист и стеснен камнями.
Гряда (забора) - это подводное скопление камней во всю ширину русла,
не влияющее на условия судоходства по судовому ходу: последний
обычно глубокий, но узкий и извилистый. Скорость течения в этом
случае меньше, чем на порогах. Грядой называют также каменистую
косу.
Препятствия в русле реки
К искусственным препятствиям относят различные гидротехнические
сооружения, которые ограничивают габариты судового хода. На реках к
таким сооружениям относятся дамбы, запруды, полузапруды, плотины.
Дамба стоит параллельно речному потоку или под небольшим углом к
нему. Она направляет поток воды вдоль судового хода, предохраняя
берег от разрушений.
Запруда перегораживает несудоходный рукав реки от берега до острова.
При высоком уровне воды может уходить под воду, создавая повышенную
опасность для маломерных судов.
Полузапруда перегораживает часть русла, одним концом упираясь в
берег. В зависимости от уровня воды может быть подводной или
надводной. Полузапруда изменяет направление течения и сужает русло.
Плотина в отличие от запруды перегораживает все русло реки и ее
долину. На судоходной реке оборудована шлюзами для пропуска судов.
Габариты судового хода для транспортных судов ограничивают также
мосты. Если мост стоит не перпендикулярно к течению, его устои
вызывают косоструйность течения. Это, а также возможность сноса на
устои, делает такой мост опасным для плавания маломерных судов.
Особенно опасны во время половодья остатки разрушенных мостов.
К случайным препятствиям относятся затонувшие лодки, грузы, карчи,
камни-одинцы, утерянные якоря и т.п. Если такие препятствия
находятся на судовом ходу, их ограждают плавучими навигационными
знаками. Опасным для маломерного судна случайным препятствием может
быть бревно-топляк, затонувшее или плывущее под водой.
Ниже случайных препятствий на дне реки образуются шалыги.
Поверхность реки непосредственно над подводным препятствием
блестящая, сглаженная. Чуть ниже его образуются майданы с темной
волнистой поверхностью и подвижными вихрями воды.