Пособие по работе с различными металлами, обработка
металлов, ковка, рубка, резка, гибка, сверление, шлифовка, инструменты
для слесарных работ, художественные работы с металлом
Дата обновления
14.07.2016
Слесарные работы, работа с металлом, навыки работы, чеканка, литье
из чугуна
поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Нанесение окружности, деление ее на равные
части и построение многоугольников
Учебное задание 1 заключается в нахождении центра
окружности с помощью угольника -центроискателя (рис. 11,о). Угольник
состоит из двух планок, соединенных под углом 0°, и жестко
укрепленной линейки, рабочее ребро которой делит угол 90° пополам.
разметку выполняют в следующей последовательности
Рис. 11. Нахождение центра окружности с
помощью центроискателя: а - нанесение первой риски; б - нанесение
второй риски; в - определение положения центра
Рис. 12. Способ проверки точности разметки
центра окружности разметочным циркулем
1. Деталь устанавливают на разметочную плиту так, чтобы
размечаемый торец был сверху.
2. На верхний торец детали накладывают угольник-центроискатель так,
чтобы две его стороны (планки) касались цилиндрической поверхности
детали.
3. Левой рукой плотно прижимают линейку угольника к поверхности
торца, а правой проводят чертилкой первую диаметральную риску.
4. Угольник-центроискатель поворачивают по цилиндрической
поверхности детали примерно на 90° и проводят чертилкой вторую
диаметральную риску (рис. 11,6). Точка пересечения двух рисок будет
центром размечаемой окружности (рис. 11, в).
Рис. 13. Пример деления окружности на четыре
части с построением вписанного квадрата
Разметку центра детали с грубо обработанной цилиндрической
поверхностью производят в такой же последовательности. В этом случае
для более точного нахождения центра окружности необходимо нанести
пять-семь рисок, и центром будет точка, в которой пересекается
наибольшее число рисок.
Точность разметки центра окружности проверяют разметочным циркулем
(рис. 12). Острие одной ножки циркуля устанавливают в размеченный
центр, а другую ножку перемещают так, чтобы ее острие слегка
касалось цилиндрической части детали. Если острие ножки циркуля
касается детали по всей длине окружности, то центр размечен
правильно.
Учебное задание 2 представляет собой деление окружности на четыре
равные части с построением вписанного квадрата (рис. 13).
1 В центре размечаемой плоскости циркулем проводят окружность R = 28
мм (радиус может быть произвольным).
2. Через центр окружности по линейке проводят прямую риску, чтобы
она пересекла окружность в двух точках А и В и разделила ее на две
равные части.
3. Опорную ножку циркуля устанавливают в точку А и, раздвинув
циркуль на расстояние несколько большее, чем половина отрезка АВ,
проводят дугу в.
Рис. 14. Прием разметки квадрата
Рис. 15. Деление окружности на три части с
построением вписанного треугольника
4. Опорную ножку циркуля переносят в точку В и, не изменяя
раствора циркуля, проводят дугу б так, чтобы она пересекла первую
выполненную дугу в точках 1 и 2 (рис. 13, 14).
5. Через точки / и 2 по линейке проводят риску, которая образует на
окружности точки С и D.
6. Соединяя точки AD, DB, ВС и СА прямыми рисками, получим квадрат,
вписанный в окружность.
Учебное задание 3 заключается в делении окружности на три равные
части с построением вписанного треугольника (рис. 15).
1. В центре размечаемой плоскости с помощью циркуля проводим
окружность R - 26 мм (радиус может быть произвольным).
2. Через центр окружности по линейке проводят прямую риску с
пересечением окружности в точках А и В.
3. Опорную ножку циркуля устанавливают в точку А и при растворе
циркуля, равном радиусу проведенной окружности, делают на окружности
две метки-засечки (точки С и D), где длина дуги между ними будет
равна одной трети длины окружности.
4. Соединив точки прямыми рисками CD, СВ и BD, получают вписанный
равносторонний треугольник.
Рис. 16. Деление окружности на шесть частей
с построением вписанного шестиугольника
5. Правильность построения проверяют циркулем, устанавливая
раствор циркуля равным длине одной из сторон треугольника и этим же
размером определяя равенство остальных сторон треугольника.
Учебное задание 4 (рис. 16) представляет собой деление окружности на
шесть частей с построением вписанного шестиугольника (рис. 17).
1. В центре размечаемой плоскости циркулем проводят окружность R -
27 мм (радиус может быть произвольным).
2. По линейке наносят риску, проходящую через центр окружности и
пересекающую ее в точках А и В.
3. Из точки А, как из центра, наносят дугу радиусом, равный радиусу
проведенной окружности, и получают точки 1 и 2.
Аналогичное построение делают из точки В, нанося точки 3 и 4.
Полученные точки пересечения и концевые точки диаметра будут
искомыми точками деления окружности на шесть частей.
4. Соединяя точки прямыми рисками А- 2, 2-4, 4-В, В-3, 3-1 и /-А,
получают вписанный шестиугольник.
При разметке граней шестиугольника под размер h зева гаечного ключа
(рис. 17) радиус описываемой окружности вписанного шести-