Пособие по работе с различными металлами, обработка
металлов, ковка, рубка, резка, гибка, сверление, шлифовка, инструменты
для слесарных работ, художественные работы с металлом
Дата обновления
04.09.2016
Слесарные работы, работа с металлом, навыки работы, чеканка, литье
из чугуна
поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И
мы разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку
прислать на
e-mail
Статистика
Филигрань
Недалеко от традиционных центров металлообработки - города
Павло-во и поселка Вача, где издавна было развито кузнечное и
слесарное дело, в селе Казаково из поколения в поколение
передавались навыки по обработки металла. Чувство материала, умение
подчинить его своему замыслу помогли мастерам-казаковцам овладеть
искусством создания филигранных изделий. В начале 50-х годов мастера
Казаковского завода художественных изделий (село Казаково, Вач-ский
район, Горьковская область) в совершенстве овладевают техникой
филиграни. Большую помощь в разработке новых образцов изделий
оказала О. И. Тараканова - выпускница Красносельской
профессионально-технической школы.
Казаковские мастера создают утилитарные, вполне современные изделия,
отличающиеся рациональностью и новизной орнаментальных украшений.
В своем творчестве они исходят из кружевных узоров, которые своим
видом близки скани. Среди мотивов преобладают геометрические узоры
сложных криволинейных очертаний, органично вписанных в
конструктивные формы предмета. Умело сочетая сравнительно плотное
расположение тончайших витых проволочек с наиболее разреженными,
мастера добиваются оригинального красивого рисунка. Чистота отделки,
делающая незаметными места спайки отдельных деталей, а также
использование в изделиях неоксидированной серебристо-белой скани
придают казаковским изделиям оригинальный вид, отличающий их от
сканых изделий других промыслов.
Интересны работы, выполненные в эти же годы по рисункам молодых
мастеров: филигранные корзиночки-конфетницы и сухарницы,
напоминающие по форме то блюдо, то чашу, то цветок с узорчатыми
лепестками. Филигранный ажур этих изделий всегда отчетлив и ясен, он
то становится упругим и плотным, то превращается в легчайшую
сеточку, напоминающую мягкий узор из паутины. Центр корзиночки
замыкается цветочной розеткой, от которой к краям разбегаются
узорчатые завитки, изящно и легко образуя форму предмета.
В последние годы на Казаковском заводе значительно расширен и
обновлен ассортимент сканых изделий, улучшено их качество. Наряду с
предметами быта (сухарницами, конфетницами, подстаканниками,
туалетными лоточками и т. п.) стали изготовлять филигранные
ювелирные украшения: серьги, броши, брелоки, колье. Материалом для
изготовления филигранных изделий в основном является посеребренная
медь, но часть продукции выполняют из серебра, некоторые изделия
оксидируют и золотят. Кроме сканых изделий на заводе изготовляют
штампованные вещи из алюминия: сахарницы, подстаканники, различного
вида нагрудные значки. При отделке этих изделий применяют
анодирование и холодные эмали.
За образцы филигранных изделий, экспонировавшихся на ВДНХ в 1968
году, Казаковский завод награжден Дипломом III степени. Коллекции
изделий завода находятся в Государственном Русском музее, Музее
народного искусства в Москве и в музеях Костромы.
Еще в XIX веке художественная обработка металлов в Москве стала
искусством, определяемым потребностями городской среды. Наиболее
плодотворный период в развитии ювелирного дела наступил после
Великой Отечественной войны. Московский экспериментальный ювелирный
завод - одно из немногих производств, выпускающих серебряные изделия
с филигранью, отличающиеся сдержанной нарядностью, отсутствием
парадности, простотой и ясностью композиции, цветовой гармонией.
Например, в филигранных работах мастера И. К. Ефимова (декоративные
коробочки, перстни, броши) нашли отражение традиционные приемы
русских ювелиров. Его изделия привлекают красотой, декоративностью,
высоким мастерством исполнения. Вещи И. К. Ефимова прекрасно
гармонируют с современным женским костюмом.
Изящны ювелирные изделия мастера Б. И. Сергеева. Сочетая простую
филигрань с искусственным камнем и резной костью, он умело
использует богатство и красоту самого материала и с неистощимой
фантазией создает все новые и новые варианты композиции.
Смело и эффектно сочетает разные материалы и художница О. Д.
Дворяткина. В созданном ею браслете филигрань сочетается с резной
костью. Овальные звенья браслета, чередуясь с мотивами веток с
цветами и листьями, соединены небольшими овалами с филигранным
узором. Браслет О. Д. Дворяткиной отличается нарядностью и
композиционной взаимосвязью разных материалов.
Среди современных изделий московских мастеров много вещей,
выполненных с большим мастерством и вкусом. Это кулон с аметистом -
крупным овальным камнем, охваченным сверху филигранными лепестками.
Кулон <Ягоды> выполнен как гроздь мелких светло-красных камней,
виднеющихся из-под филигранных темно-золотых листочков. Нарядны,
серьги <Гранатовый цветок>; в венчике цветка чередуются
темно-красные граненые камни и филигранные розетки. С большим
искусством исполнена серебряная коробка с филигранным украшением
мастерами В. Коныгиным и Б. Космачевским по проекту художницы 3. М.
Зенковой.
В ювелирных изделиях, выполненных без применения филиграни,
выявляется в основном красота граненого или полированного камня.
Одной из лучших работ, выполненных в этом плане, можно считать
позолоченную брошь с прямоугольным темным камнем художника М. Н.
Фирсова.
С приходом на завод мастера великоустюжской черни М. А.
Угловской-Чулковой ассортимент предприятия пополнился изделиями в
технике чернения по серебру. Созданы портсигары, подстаканники,
туалетный гарнитур <Березка>, декоративная ваза <Москва> и другие,
черновой орнамент которых строг и прост, отличается высокими
художественными качествами. Завод выпускает также изделия со
штампованными рельефными изображениями.
В творчестве мастеров ценно тонкое понимание особенностей
современного ювелирного украшения, использование и дальнейшее
развитие традиционных приемов русского ювелирного искусства.
Собрание изделий завода находится в Музее народного искусства в
Москве.
В начале XX века в Мстере был открыт меднопрокатный завод,
преобразованный в 1925 году в Мстерскую металлообрабатывающую
артель, впоследствии получившую название <Мстерский ювелир> (поселок
городского типа Мстера, Вязниковский район, Владимирская область). В
30-х годах артель производила латунные, а позже серебряные посудные
изделия. Подстаканники, стопки, ложки и другие предметы украшали
орнаментом, выполненным штамповкой и гравировкой с позолотой. С 1937
года мастерцы освоили технологию филиграни, переняв приемы
красносельского промысла.
Мастерские ювелиры стремились создать собственный художественный
стиль. В 50-х годах появились новые интересно задуманные вещи, в
которых узорный ажур филиграни сочетался с гладко отполированным
металлом. На предприятии усовершенствованы подготовительные и
отделочные работы, строго разграничено выполнение основных операций.
Элементы филигранного узора заготавливают мастера-деталыцики;
монтаж, заключающийся в сборке и подгонке деталей, выполняют
специалисты более высокой квалификации.
Ассортимент изделий весьма широк; помимо филигранных изделий из
мельхиора и серебра делают солонки, десертные и чайные ложки,
вазочки, чашечки для кофе, винные и чайные сервизы. Отделывают
предметы серебрением, позолотой, полированием и украшают
штампованным или выгравированным орнаментом.
Филигранные изделия (конфетницы, сухарницы, туалетные лоточки,
экранчики-суве-ниры) очень изящны по форме и ажуру ска-ного узора.
Узорчатость и легкость серебристо-белой матовой филиграни иногда
дополняется зернью. В сканых предметах преобла-дают элементы
орнамента несложной конфигурации (завитки, скобочки, колечки и т.
п.), поддающиеся унификации.
В некоторых изделиях ажурное филигранное украшение сочетается с
вкладышами из цветного стекла. Выпускают также латунные вазочки,
простые по форме, но очень нарядные благодаря умелому использованию
эффектного блеска гладко отполированной поверхности металла.
Ведущие мастера и художники предприятия периодически выполняют также
отдельные образцы филигранных изделий выставочного и подарочного
назначения: декоративные вазы, спортивные кубки. Изделия фабрики
неоднократно экспонировались на отечественных и международных
выставках и ярмарках. Коллекции изделий фабрики имеются в
Государственном Русском музее, музеях народного искусства в Москве,
во Владимире и других городах.