Топография в туристическом путешествии, изучение
рельефа, болота как объект наблюдение туриста, исследование внутренних
вод, предсказание погоды, гидробиологические исследования
поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Немного о туризме и путешествиях, походах
(продолжение)
Перед каждым начинающим путешественником, стремящимся к активному
познанию природы, к выполнению посильных общественно полезных и
научных заданий, невольно возникает ряд вопросов: какой минимум
общей и специальной подготовки необходим для этого? Что
целесообразнее наблюдать и исследовать? Как это лучше и полезнеесделать? К кому обращаться за получением задания? Каковы
примерное содержание, характер и объем работ?
Подготовка каждого начинающего туриста-исследователя к выполнению
того или иного задания начинается с тщательного изучения специальной
и географической литературы, характеризующей район будущего
путешествия, и прежде всего - основных разделов "Справочника
путешественника и краеведа" (М., Географгиз, 1950). Необходимо также
посетить геологические, краеведческие и другие музеи, познакомиться
с наиболее распространенными минералами, научиться пользоваться
простейшими научными приборами и самостоятельно изготовлять нужные
приспособления.
Перед походом следует обязательно проконсультироваться со
специалистами о маршруте, о его физико-географических данных, о
геологическом строении района, по которому пройдет путь. Совершенно
необходимо изучить и иметь с собой топографическую карту местности
или копию с нее. Полезно иметь также общее представление о
геологической карте и карте растительности района. Это значительно
упростит выполнение задания и работу группы в целом.
Кроме того, при подготовке в путь путешественник и особенно
руководитель должен решить следующие организационно-методологические
вопросы:
1) правильно подобрать состав участников похода, определить
целесообразность включения в группу специалиста в той или иной
области естественных знаний;
2) отобрать самое необходимое снаряжение (не беря ничего
лишнего);
3) изучить руководства или конспекты по избранному профилю
работы;
4) научиться грамотно и экономно вести рабочие записи в
походном дневнике.
За получением заданий можно обращаться в различные организации,
причем не только в крупных городах, но и в сравнительно небольших
рабочих поселках.
В Ленинграде задания и консультации могут дать: Всесоюзный
геологический научно-исследовательский институт, Ботанический
институт, Всесоюзный научно-исследовательский институт
растениеводства, Гидрологический институт, Институт земного
магнетизма, Географическое общество (пер. Гривцова, 10), Лаборатория
озероведения и др.
Туристы-школьники получают задания в отделе краеведения и туризма
Дворца пионеров, на Детской экскурсионно-туристской станции (ул.
Плеханова, 60), в районных домах пионеров и школьников.
В условиях сельской местности такие задания можно получить в
письменном виде. Кроме того, следует обращаться к местным
краеведам-специалистам, к работникам музеев, к руководителям
находящихся поблизости геологических партий, на
естественно-биологические факультеты и кафедры высших учебных
заведений, в районные организации, в местные средние школы к
преподавателям ботаники, географии, в ближайшие геологические
управления.
Все научные задания должны обладать следующими основными качествами:
небольшим объемом (туристу нельзя предложить такой объем работ,
который под силу лишь специалистам), доступностью и конкретностью.
Последнее всегда способствует более качественному выполнению
задания. Кроме того, задания надо составлять так, чтобы проведение
научных наблюдений или работ не шло в ущерб увлекательности похода,
активному отдыху и графику движения группы.
Круг вопросов, доступных для простейших исследований, разнообразен.
В практические задания можно включать: исследование местных
водоемов, поиски строительных материалов, составление карт
растительности, всевозможные гидрологические исследования, изучение
магнитного поля Земли, географические наблюдения. Можно обследовать
отдельные районы и изучать методы борьбы с вредными природными
явлениями (оврагами, оползнями, вечной мерзлотой, выветриванием),
замерять расход воды в реках, пригодных для сплава, собирать
коллекции минералов, гербарий и т. п.
Недостаток теоретических и специальных знаний не является
непреодолимым препятствием на пути молодого исследователя, если
полученное задание выполняется тщательно, последовательно и
систематически. Всякое нарушение регулярности наблюдений резко
снижает научную ценность собранного материала.
Содержание, характер и объем заданий зависят от того, где будет
проходить путешествие- в родном крае или в отдаленных районах
страны, - а также от состава участников похода. Немаловажную роль
играет и возраст туристов (подросток не в состоянии решить тех
вопросов, с которыми может справиться взрослый), и степень их
физической и специальной подготовки, и время года.