Топография в туристическом путешествии, изучение
рельефа, болота как объект наблюдение туриста, исследование внутренних
вод, предсказание погоды, гидробиологические исследования
поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Топография в туристском путешествии
(продолжение)
Прежде чем воспользоваться какой-либо картой, очень важно
установить год съемки местности и дату внесения исправлений
(рекогносцировки), так как и естественные и созданные человеком
ориентиры с течением времени могут меняться. Озеро, показанное на
карте, за 15-20 лет может зарасти и превратиться в болото. Лес может
оказаться вырубленным, а луг вспаханным.
Особенно много изменений происходит в связи с грандиозными
строительными работами. Увеличивается дорожная сеть, прокладываются
новые шоссе, полевые дороги превращаются в грунтовые, возникают
новые населенные пункты, поселки превращаются в города, появляются
новые заводы и фабрики. Естественно поэтому, что карты, изданные
20-30 и более лет назад, могут быть использованы лишь с учетом их
недостаточной точности. Особенно важно не доверять слепо дорожной
сети, указанной на старой карте, что может привести к серьезной
ошибке. Так, например, при повороте на другую дорогу следует
проверить расстояние, пройденное до поворота от какой-либо точки, и
если оно не совпадает с изображенным на карте, надо убедиться, не
является ли эта дорога новой, недавно проложенной и поэтому не
указанной на карте.
Поле карты со всех сторон ограничивается рамкой. Линии рамки
совпадают по направлению с параллелями и меридианами. Обычно карты и
схемы вычерчивают таким образом, что верхняя сторона их
соответствует северу, а нижняя - югу, левая - западу и правая-
востоку. Если почему-либо это правило нарушено, на карте вычерчивают
стрелку, указывающую направление на юг и север.
В углах внутренних линий рамки ставят цифровые обозначения
параллелей и меридианов, позволяющие судить о расположении данного
района на земной поверхности.
Между внешней и внутренней линиями рамки наносят деления,
соответствующие для крупномасштабных и среднемасштабных карт одной
минуте дуги меридиана или параллели, а для мелкомасштабных карт -
пяти минутам и более. Деления эти через одно заливают черным цветом.
При помощи делений можно найти географические координаты любой точки
на карте и, следовательно, определить в географических координатах
место наблюдаемого явления.
Топографическая карта покрыта сеткой квадратов, образованных
вертикальными и горизонтальными линиями, проведенными для карт
масштаба 1:25 000 и 1:50 000 через
1 км на местности, для карт 1 : 100 000- через
2 км и для карт 1 :200 000 -через 10 км.
При помощи цифровых обозначений этих линий можно быстро найти любой
квадрат карты, а в нем искомый ориентир. Для этого нужно назвать
сначала цифру горизонтального ряда, а затем вертикального.
Объекты, имеющиеся на местности, обозначаются на карте условными
знаками. Для наглядности и легкости запоминания условным знакам
придается форма и цвет изображаемых предметов. Зеленым цветом на
карте окрашиваются леса, сады, парки; голубым цветом -моря, реки,
озера, болота, колодцы, ледники и большинство относящихся к ним цифр
и знаков; коричневым - естественный рельеф местности; красным -
шоссейные дороги; оранжевым - улучшенные грунтовые дороги. Все
остальные элементы печатаются черным цветом. Неокрашенными и без
условных обозначений остаются пахотные земли (белый цвет).
Многие условные знаки сопровождаются на карте пояснительными
надписями и цифровыми обозначениями. Так, например, при условном
знаке завода, фабрики пишется род производства: кирп. (кирпичный),
мук. (мукомольная мельница), сах. (сахарный), кож. (кожевенный).
Под названием населенного пункта на крупномасштабных картах цифрой
показывается количество дворов. Условный знак "отметка высоты"
всегда сопровождается цифрой, указывающей высоту точки в метрах над
уровнем океана. У некоторых зданий пишется сокращенно их назначение:
амб. (амбулатория), больн. (больница), шк. (школа).
Не всегда легко узнать на местности предмет, изображенный на карте.
Особенно важно научиться точно определять классы дорог. Для
облегчения этой задачи отметим некоторые характерные особенности
различных дорог:
а) шоссейные - имеют искусственное покрытие на всем протяжении.
Ширина их не менее 6 м. Встречающиеся мосты, как правило, построены
из прочных материалов: железные, бетонные и т. п. Направление дороги
- почти прямое. Вдоль нее всегда тянется проводная связь;
б) улучшенные проселочные - укатанные, искусственное покрытие имеют
не всегда, часто ремонтируются подсыпкой песка, гравия. Ширина до 6
м. Более извилисты, чем шоссейные, часто встречаются деревянные
мосты.
в) грунтовые - непрофилированные, накатанные транспортом. Соединяют
мелкие населенные пункты. Проложены в обход болот и возвышенностей.
Мосты в большинстве случаев отсутствуют;
г) полевые (лесные) - редко используются, обычно зарастают травой
или кустарником. На полях служат для вывоза урожая и подвоза
удобрений, в лесах-для вывоза древесины;
д) тропы - бывают вьючные и пешеходные. Вьючные тропы доступны для
движения вьючного транспорта, лучше разработаны, сравнительно
широки. Пешеходные тропы доступны лишь для пешеходов, круты, узки;
е) зимники - действуют только зимой. Прокладываются обычно санным
транспортом Пролегают через замерзшие болота, реки, озера. В
большинстве случаев сокращают путь. После снежных заносов зимники
можно обнаружить по засечкам на деревьях или по воткнутым в снег
вдоль дороги елкам.
Туристам следует иметь в виду, что карта изображает летнее состояние
местности. Изменения в направлении грунтовых и полевых дорог, часто
встречающиеся зимой, на картах не показываются. Это обстоятельство
нередко вводит в заблуждение туристов, принимающих зимнее спрямление
дороги за новую дорогу.
Рельеф местности изображается на современных картах при помощи
горизонталей.
Горизонталью называется кривая замкнутая линия, соединяющая на карте
точки местности, одинаковые по высоте над уровнем океана.
Расстояние по высоте между двумя смежными горизонталями, взятыми на
одном скате, называется высотой сечения.
Высота сечения для каждого данного листа карты постоянна. Она
подписывается под линейным масштабом и для карт СССР масштаба 1 :25
000 равняется 5 м, масштаба 1 : 50 000 - 10 ж, 1:100 000 - 20 м, 1 :
200 000 - 40 м.
Цифры, поставленные на карте у отдельных точек или в разрыве
горизонталей, называются их отметками и показывают высоту точки или
горизонтали над уровнем океана, т. е. их абсолютную высоту.