Топография в туристическом путешествии, изучение
рельефа, болота как объект наблюдение туриста, исследование внутренних
вод, предсказание погоды, гидробиологические исследования
поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Топография в туристском путешествии
(продолжение)
Часто в путешествии приходится пользоваться не картой, а копией с
нее. Для копирования карт применяют кальку или промасленную бумагу.
Можно использовать и простую бумагу. В этом случае карту кладут на
стекло, поверх нее укладывают бумагу, а под стекло подводят
электролампочку. Просвеченный таким образом рисунок карты легко
перенести на бумагу.
При копировке вначале наносят населенные пункты, дороги, реки, затем
леса и болота. Рельеф копируют в последнюю очередь. На копии
необходимо поставить стрелку "север-юг" и обозначить масштаб. На
концах дорог, уходящих за пределы листа, надо написать, куда они
идут и какое расстояние по ним до ближайшего населенного пункта от
края листа копии.
Надо обращать внимание не только на линию маршрута, но и
предусмотреть возможные его изменения: указать выход на ближайшие
железнодорожные станции и речные пристани, в города и крупные
поселки.
Кроме карты (или копии с нее) в походе часто требуется схема с более
крупным масштабом. Она необходима для точной отметки места
наблюдения. Делают эту схему по способу квадратов:
делят на квадраты участок карты, который предполагается увеличить;
строят на бумаге такую же сетку квадратов, какая получилась на
карте, но стороны квадратов увеличивают во столько раз, во сколько
предполагается увеличить масштаб схемы по сравнению с картой. Все
квадраты карты и схемы нумеруют соответственно одинаковыми номерами;
в каждый квадрат схемы переносят нужный топографический материал с
соответствующих квадратов карты.
Карту нужно беречь. Носить ее следует аккуратно свернутой в виде
"гармоники" в специальной планшетке под целлофаном. Больше всего
портится карта от дождя, солнца и от перетирания при неправильном
хранении.
Перед тем как выходить в путь, нужно тщательно изучить по карте или
схеме участок дневного перехода и постараться мысленно представить
себе всю местность. При некоторой тренировке вполне возможно
добиться того, что в пути карта лишь изредка понадобится для
справок, а местность будет раскрываться перед туристами как давно
знакомая.
На каждый переход нужно детально разрабатывать маршрут. При этом
надо принимать во внимание живописность местности, возможность
сокращения перехода, сложность движения.
Иногда целесообразнее пойти обходным путем, чем напрямик. Например,
более длинную дорогу по сосновому бору следует предпочесть переходу
по пыльному и скучному шоссе.
Начинающим туристам, не полагающимся на свою память, рекомендуется
составить с помощью карты подробное описание пути с указаниями,
какое расстояние от одного до другого характерного ориентира нужно
пройти; как выглядит местность, по которой пролегает маршрут; куда и
какие дороги отходят; что будет видно вблизи и вдали с разных точек
и т. д. Такое описание даст возможность двигаться уверенно, не
сверяясь непрерывно с картой.