Рейковый стаксель существенно облегчает работу команды на
лавировке. С ним можно идти, как с гротом, не трогая шкотов. Реек,
укрепленный на нижнем конце форштага или иногда на четверть
основания стакселя позади штага на специальном кронштейне, ходит
свободно перед мачтой (рис. 167). Шкот, проведенный в два лопаря или
даже в четыре, закреплен на ползунке, который скользит по погону или
рельсу.
Рейковый стаксель широко распространен на туристских яхтах. Гонщики
его отвергают, так как при его использовании судно становится
тихоходным и в этом есть доля истины. Обычный рейковый стаксель
имеет, как правило, очень большое соотношение длины передней и
нижней шкаторин. Этот узкий па-. рус с высокорасположенным центром
парусности создает значительный кренящий момент. Поскольку узкие
паруса имеют тенденцию сильно закручиваться кверху и заполаскивать,
задняя шкаторина оказывается относительно туго натянутой, что
усиливает эту отрицательную тенденцию.
Получить рациональный профиль для обычного рейкового стакселя почти
невозможно. Применение лат в задней шкаторине способствует тому, что
стаксель не закручивается вовнутрь и имеет самое большое пузо,
расположенное ближе к задней шкаторине.
Все это относится к стакселям, которые имеют соотношение передней и
нижней шкаторин от 3,5 : 1 и больше. Соотношение сторон обычных
стакселей по правилам IOR обычно составляет 2:1 с тенденцией стать
еще меньше. Это сравнение показывает, почему рейковый стаксель не
применяют на крейсерско-гоночной яхте. Если при проектировании яхт
не жертвуют длиной основания переднего треугольника в угоду
преимуществам обмерной формулы, то в этом случае имеются широкие
возможности для использования автоматического стакселя. Одной из
разновидностей автоматического стакселя является S-стаксель Как и
рейковый стаксель, он сочетает простоту в обслуживании с
эффективностью тяги. Его применяют, начиная с соотношения передней и
нижней шкаторин 3 : 1 и ниже, что позволяет избежать основного
недостатка обычного рейкового стакселя. S-стаксель не имеет и
недостатка рейкового стакселя с меньшим соотношением шкаторин:
относительно длинного и тяжелого рейка. Такой реек, расположенный
близко к палубе, на больших яхтах становится помехой для работы
экипажа.
Рис. 168. "Автоматический" стаксель без
рейка на яхте "Омега-S". 1 - кронштейн для крепления трубчатого
погона 4 к палубе рубки; 2 - стаксель-шкот; 3 - металлическая
планка; 4- погон (видны отверстия для ограничения хода ползуна);
5-ползун стаксель-шкота.
Мачта при использовании S-стакселя ближе расположена к миделю, а
шкотовый угол паруса далеко оттянут в корму. Стаксель-шкот на малых
яхтах проводится в два, а на больших яхтах- в четыре лопаря (рис.
168). Для того чтобы потеря эффективной площади парусности внутри
переднего треугольника была как можно меньше, делают специальный
шкотовый угол из листового алюминия с тремя-четырьмя отверстиями для
крепления шкотов. Благодаря этому, а также серпам по нижней и задней
шкаторинам стакселя, передний треугольник оказывается почти
заполненным. Возможен даже небольшой геометрический перекрой мачты
стакселем. Погон для шкота можно сделать из прямой трубки с простым
роликовым ползуном. Погон имеет соответственно такую длину, чтобы
ползун доходил до упора, когда угол установки паруса к ДП составляет
8-11°. Благодаря стопорному устройству на трубе возможны
промежуточные положения ползуна. Можно также регулировать угол атаки
шкота, закрепляя последний за то или иное отверстие алюминиевой
пластины. Аналогичная проводка шкотов применяется и для штормового
стакселя.
Подобный S-стаксель был испытан автором на парусно-моторной яхте
длиной 9,3 м. Современные пластмассовые яхты такой же длины под
большой генуей на попутном курсе оказываются немного быстрее, но
положение меняется тотчас же, как только начинается лавировка.
Преимущество в быстроте перемены галсов при использовании S-стакселя
вместе с возможностью идти круче к ветру было совершенно очевидным.
S-стаксель был применен для нескольких сот яхт длиной ?-14 м,
владельцы которых пожелали достичь высокой эффективности при самом
простом обслуживании. Если S-стаксель сделан из такого же материала,
как грот, то его можно нести при силе ветра до 6 баллов (около 13
м/с), в то время, как грот уже рифят. В экономичной системе парусов,
рекомендуемой автором] для любых ветровых условий предусматривается
только четыре паруса, и S-стаксель является своего рода
универсальным парусом.