От расположения шкотовых и фаловых лебедок, направляющих рельсов,
блоков и стопоров зависят секунды, которые всегда желают отыграть у
своих соперников экипажи крейсерско-гоночных яхт. Однако в редком
случае представления конструктора об эффективном в гонках палубном
оборудовании совпадают с требованиями будущего экипажа яхты. На
успех может рассчитывать только тот конструктор, который сам
неоднократно принимает участие в гонках. Неудивительно поэтому, что
очень часто расположение палубного оборудования определяет владелец
судна.
При разработке планировки палубы крейсерско-гоночной яхты важно
местоположение кокпита, поскольку начиная длины яхты 13-14 м стало
обычным требованием иметь два или даже несколько кокпитов. На
гоночных яхтах целесообразно устраивать отдельный кормовой кокпит
для рулевого, откуда он имеет хороший обзор навигационных приборов.
Кроме того, благодаря открытому люку рулевой может осуществлять
постоянную связь со штурманом, который обычно находится в рубке. В
поле зрения рулевого в этом случае находится весь экипаж, что почти
невозможно на яхте с одним кокпитом, хотя и здесь люди не
загораживают приборов и не мешают связи рулевого и штурмана.
Только на самых малых яхтах целесообразно сосредоточивать весь
экипаж и устройства для управления парусами в одном кокпите. Так как
румпель имеет определенную длину, то рулевой располагается в таком
кокпите примерно посредине его длины; расстояние до приборов и
входного люка невелико.
При полных курсах рулевой обычно находится на подветренной стороне
кокпита, оставляя полную длину кокпита с наветренной стороны
свободной для размещения экипажа. В бейдевинд каждый не занятый
управлением парусами член экипажа, как правило, сидит с наветренного
борта на палубе вблизи миделя яхты, свесив ноги за борт для
эффективного откренивания судна. Кокпит остается свободным для
действий штурмана, который может брать пеленги как с наветренной,
так и с подветренной сторон. Для облегчения решения поставленных
перед ним задач компас и указатель вымпельного ветра могут быть
установлены на обоих бортах - довольно часто встречающийся вариант
оборудования палубы на гоночных яхтах.
Если яхта имеет один кокпит и штурвальное управление, то лучше всего
располагать штурвал в передней части кокпита. Весь экипаж находится
за спиной рулевого.
В качестве примера экстремального варианта планировки палубы
крейсерско-гоночной яхты можно привести 13-метровую яхту "Карина-Ш".
Здесь имеется кормовой кокпит для рулевого, оборудованный двумя
штурвалами: на правом и левом бортах (рис. 175). Два кокпита для
экипажа, расположенные впереди кокпита рулевого, оборудованы в общей
сложности тринадцатью лебедками для фалов и шкотов. Некоторые из них
связаны между собой приводами для увеличения усилия тяги. Цена этих
лебедок составляет не менее 7% стоимости яхты. Дополнительными
затратами для владельца являются индикаторы вымпельного ветра,
установленные в трех местах (в кокпитах рулевого и команды, а также
в штурманской рубке), и гидравлический талреп ахтерштага. Эти
затраты, однако, окупаются, если учесть, что "Карина-Ш" входила в
состав сборной команды ФРГ - победительницы Адмиральского Кубка 1973
г. Правда, вопрос о том, какую роль в этой победе сыграла планировка
палубы и ее оборудование, до сих пор остается спорным.
Планировка палубы яхты, основным назначением которой являются
туристские плавания в открытом океане, зависит в основном от типа
вооружения и состава экипажа. Среди владельцев таких яхт, как
правило, не принимающих участия в гонках, есть немало яхтсменов, для
которых главное -тренировать морской экипаж. В этих случаях простота
и рациональное обслуживание парусов часто даже нежелательны, так как
основной целью плавания являются хорошие физические нагрузки для
экипажа. Общую площадь парусности часто разделяют на несколько
отдельных парусов, мачты оборудуют бакштагами, устанавливают
бушприт. Такие суда, принадлежащие яхтсменам, которые витают в
облаках старой морской романтики, являются полной противоположностью
крейсерско-гоночным яхтам, участвующим в соревнованиях по правилам
IOR.
Рис. 176. Палуба яхты "Карина-Ш" длиной 13,4
Рис. 176. Планировка палубы яхты
"Гидра".1-два блока с вертлюгами для шкотов дополнительных парусов;
2-двухшкивный блок; 3-трехшкивный блок; 4-шкотовый стопор; 5-ричер;
6-шкот "автоматического" стакселя; 7- обушок с блоком для
стаксель-шкота; 8-открытый клюз; 9- вентиляционная головка; 10-утка
длиной 380 мм; И - якорный шпиль; 12-погон стаксель-шкота; 13 -
шкотовая лебедка; 14-электровентилятор из машинного отсека; 15-зажим
гика шкота; 16 - погон гака-шкота; 17-шкотовая лебедка; 13-рельс
30X6 для блока шкота ричера; 19-утка длиной 320 мм; 20- киповая
планка.
Другой вариант оснастки и оборудования палубы - для яхт,
предназначенных для плавания с семейным экипажем, т. е. при
ограниченном количестве рук на борту, способных управлять парусами.
В этом случае яхту оборудуют минимальным числом фаловых и шкотовых
лебедок, стоимость которых не превышает 1 % общей стоимости
постройки яхты. В качестве примера можно предложить чертеж
планировки палубы 14-метровой стальной яхты "Гидра" (рис. 176).
Здесь предусмотрен кормовой кокпит, который, однако, не несет прямых
функций по управлению парусами. Он служит как бы балконом для
обитателей кормовой, изолированной от остальных помещений, каюты (ее
обычно занимает владелец яхты). У переднего обреза кокпита
установлена пара шкотовых лебедок, которые используются для шкотов
генуэзского стакселя или бегучего такелажа спинакера. Один или два
человека, несущие вахту в кормовом кокпите, позволяют полностью
разгрузить носовой кокпит для рулевого - владельца яхты и его
гостей. Такой вариант отнюдь не исключает успешного участия яхты в
океанских и морских соревнованиях.
Между двумя рассмотренными примерами планировки палубы яхт имеется
множество других вариантов. Определяющими факторами в их выборе
являются расходы на оборудование судна, которые запланировал нести
его будущий владелец, а также назначение яхты - характер ее
преимущественного использования.