Когда определяют характерность лица, то говорят о его цвете
(смуглое, загорелое, белое) и форме (длинное, широкое, полное).
Старое лицо отличается от молодого наличием морщин, т. е.
поверхность лица имеет отличительные признаки. Цвет лица старого
человека отличается от цвета лица молодого человека. Цвет и форма
определяют национальные признаки лица. Итак, признаки,
характеризующие лицо человека, - это его форма и цвет.
Технические приемы гримирования приводят к иллюзорному изменению
формы лица с помощью цвета. Определенное расположение на лице
светлых и темных тонов, т. е. нарисованных впадин и выпуклостей,
создает впечатление изменения формы лица.
Изобразим на чистом листе бумаги круг, квадрат, треугольник.
Различную форму этих предметов воспринимают по их очертанию, по их
контуру (рис. 11, а). Это действительно только в отношении плоских
фигур. Если мы задумаем изобразить объемные предметы, то одного
очертания окажется недостаточно. Изобразим на чистом листе бумаги
круг, выпуклое полушарие, вогнутое полушарие. Очертания их
одинаковы, и все же мы видим, что они различной формы (рис. 11,6).
Если мы сравним выпуклое и вогнутое полушария (объемные формы) с
кругом (плоскостной формой), то можно легко заметить, что на
объемных формах мы видим свет и тени, т. е. освещенные и теневые
стороны, а плоскостная форма (круг) освещена совершенно равномерно.
Из опыта следует, что наличие света и тени заставляет пас видеть
форму предмета. Если осветить наши предметы совершенно равномерно,
т. е. таким образом, чтобы на предметах не оказалось теней, то формы
их мы не увидим - они все нам будут казаться кругами, т. е.
плоскостными предметами. Именно поэтому при ярком, равномерном
освещении лицо как бы теряет свою форму, становится плоским,
невыразительным. Отсутствие на лице теней скрадывает форму лица, а
следовательно, скрывает и изменения его формы, т. е. движение лица,
мимику.
Рис. 11. Предметы, различающиеся по
очертанию (а) и форме (б)
Таким образом, форму предмета мы видим по наличию света и тени.
Художник, нарисовав тени на бумаге, заставляет зрителя увидеть
задуманную им форму. Точно так же, нанеся на лицо тени
гримировальными красками, т. е. используя живописный прием
гримирования, можно зрительно создать нужную форму, в
действительности не меняя формы лица.
Для того чтобы создать нужную форму, необходимо понимать, где тени
должны быть и где их не должно быть, поэтому в технике гримирования
необходимо знать анатомию лица.