Как картина имеет фон (грунт), так и лицо, шея, руки при
гримировании должны иметь общий фоновый тон. Этот тон накладывают
непосредственно после приготовления кожи лица, шеи и рук для грима.
Подбор цвета для общего тона имеет существенное значение для грима,
ибо цвет общего тона в основном определяет характер будущего грима:
молодое, старое, загорелое лицо и т. д. Таковы общие предпосылки,
которые имеют в виду, приступая к гримированию. Однако следует
предостеречь от непременного следования правилу, при котором,
например, светлый тон предназначают только для грима молодого лица.
Правило это общее и часто идет в разрез с конкретными примерами в
жизни. При выборе общего тона учитывают все многообразие факторов,
которые могут влиять на цвет кожи: возраст, климат, признаки
профессии, национальные особенности. Только тогда приходят к верному
решению цвета общего тона, а это особенно важно, так как цвет кожи
является существенным признаком, характеризующим внешний облик
человека.
Известны разные наборы гримировальных красок, в которых содержится
разное количество красок телесного цвета, предназначенных для общего
тона. Но это вовсе не значит, что ими следует пользоваться в таком
виде, в каком они изготовлены. Чаще всего их смешивают вместе или
подмешивают к ним краски других цветов, добиваясь нужного тона. В
действительности лица людей по своему цвету различны, но совершенно
очевидно, что существуют определенные границы красок, выходить за
пределы которых не следует. Например, нет чисто белого, желтого,
красного, коричневого цвета кожи. Они существуют лишь в смеси.
Необходимо чувство меры при подборе и составлении общего тона грима.
Это чувство меры вырабатывают практикой гримирования.
Основными красками, из которых составляют общий тон, являются белая,
желтая, красная, коричневая, иногда синяя. Причем, темные краски
-коричневую, синюю, красную - добавляют к общему тону в
незначительном количестве, так как они являются яркими и сильно
изменяют цвет основной краски общего тона, как правило, белой.
Белая краска служит как бы основой для изготовления необходимых
тонов путем добавления в нее соответствующих красок. Необходимо
также помнить, что один и тот же хорошо подготовленный тон не может
иметь равный эффект на различных лицах. В жизни собственный цвет
кожи лица бывает различным. Предположим, один и тот же светлый общий
тон наносят на молодое, слегка бледное лицо и на смуглое лицо,
результат получают различный. На бледном лице этот тон будет
выглядеть правдиво, а на смуглом лице он получится серо-сизым,
потому что смуглый цвет кожи в сочетании со светлым общим тоном не
дает правильного, естественного тона. В таком случае на смуглую кожу
лица наносят слегка смуглый общий тон.
Общий тон накладывают на лицо пальцами или кусочком мягкой губки
(рис. 15). Процесс нанесения общего тона на кожу лица очень подробно
описывает В. П. Гуськов: "Краску берут указательным пальцем правой
руки. Краску перемешивают между указательным и большим пальцами.
Основную массу краски оставляют на неподвижном большом пальце, в то
время как указательным пальцем ведут всю обработку лица. В процессе
работы указательный палец постепенно снимает краску с большого
пальца и переносит ее на лицо. Движения пальца должны быть
последовательно четкие, нажим на лицо - мягкий, но в то же время
отрывистый, на манер плавного постукивания. При растушевывании
общего тона строго учитывают степень нажима пальца для
соответствующего усиления или ослабления слоя краски на данном
участке лица. Когда краска на лице равномерно расположена, слегка
растирают ее, начиная со лба по направлению к носу, щекам,
подбородку и постепенно сводят на нет к шее и к краям волос на
голове. Растирают краску пальцами очень тщательно. Сводить ее на нет
к волосам рекомендуют непременно чистым пальцем"
При нанесении общего тона необходимо загримировать уши и шею
настолько, насколько она видна из-под костюма. Излишки тона снимают
салфеткой осторожно, плотно прикладывая и отнимая ее от лица.
Нанесение общего тона на лицо требует тщательности в работе. В
противном случае трудно добиться грима тонкого, художественного,
выразительного.
Рис. 15. Начало гримирования, распределение
общего тона на лице
Тени наносят на основной тон грима, которым покрыто лицо. Для
наложения теней применяют разнообразный ассортимент теневых красок.
Конечно, эти краски не применяют произвольно, их соединяют для
получения нужного тона. Цвет теневой краски сочетают с цветом общего
тона лица. Теневые части лица - это части, менее освещенные. Однако
как бы ни была сильна тень, в ней проступает основная краска, т. е.
основной тон. Тени на лице человека, обладающего ярким румяным
цветом лица, близки к цвету темно-красному. В этих случаях для теней
применяют, например, темно-красную краску. Понятно, что здоровое
лицо может быть и худым. В этом случае, накладывая тень на лицо, с
целью сделать его еще более худым, применяют также темно-красную
краску. На бледном лице теми делают исходя из общего бледного тона,
применяя обычно коричневую краску, иногда серую. Часто эти краски
смешивают.
Существует два различных способа наложения теней: в одном случае
тени накладывают пятнами, т. е. покрывают затемненную часть сплошь
краской нужной яркости, в другом случае тени штрихуют, т. е. наносят
растушевкой или кисточкой очень близкие линии, которые даже на
небольшом расстоянии сливаются в общее пятно. При штриховке получают
несколько большую легкость и прозрачность. Однако техника
гримирования штриховкой несколько сложнее и требует навыка. И тот и
другой способы правильны.
При гримировании впадины лица определяют прощупыванием. Так же
определяют выступающие части лица. Эти части на лице вырисовывают,
т. е. затемняют или высветляют в зависимости от необходимости.
Границы между затемненными и высветленными частями растушевывают
тщательно.