Лоб. Форма лба определяется анатомическими
особенностями лобной кости. Незначительных изменений формы лба
достигают живописными приемами гримирования. Цвет лба бывает немного
светлее цвета лица. Лобные впадины и морщины на лбу подчеркивают
краской темнее общего тона. Лоб кажется выше, если его сделать уже.
Наоборот, если "расширить" лоб, то он будет казаться ниже. Для этого
в одном случае затемняют края лба, таким образом сближают границы
лба; в другом случае, наоборот, высветляют височные впадины, таким
образом как бы раздвигают, расширяют лоб.
Для создания грима высокого лба имеет значение расположение бровей.
Подняв брови выше, мы тем самым делаем лоб более низким, и наоборот.
Кроме изменений общей формы лба, с помощью гримировальных красок
можно выделить отдельные детали лба: надбровные дуги, лобные бугры.
Надбровные дуги и лобные бугры высвечивают более мягко. Морщины
накладываются обычно по природным, их высветляют в возвышении и
затемняют в углублении, слегка стушевывая потом светлую и темную
линии.
Брови. Брови различны не только по своей форме и
окраске, но и по расположению. Бывают брови широко расставленные или
сросшиеся над переносьем. Линия бровей соответствует бровным дугам.
Высокие брови чаще бывают дугообразными, а низкие - прямыми, иногда
сросшимися на переносье.
Густоты бровей, изменения их формы в гриме достигают подрисовыванием
их и объемным изменением с помощью наклеек. Брови подрисовывают
красками, соответствующими цвету волос, от светлого до
темно-коричневого, иногда с добавлением красного или черного цвета.
Брови подводят очень легко, чтобы краска ложилась преимущественно на
волосы и сводилась на нет. Цвет бровей тем сильнее, чем темнее
волос, и наоборот. Иногда светлые брови усиливают красной краской,
которая придает бровям известную яркость и в то же время не выдает
разницы.
Глаза. Форму глаза определяет характер глазной впадины
и размер глазной щели.
Классическая форма глаза характеризуется глазной щелью (ее называют
широким межвековым разрезом), обнажающей значительную поверхность
глаза. Края век при этом более или менее изогнуты дугой.
Гримирование глаз (рис.16) в основном характеризуется подчеркиванием
линий разреза глаз. В зависимости от характера этих линий и цвета
красок подводка производит то или иное впечатление. До подводки глаз
на глазную впадину наносят тонкий слой общего тона и изменяют всю её
форму путем нанесения темных оттенков различных красок. Подводку
глаз делают гримировальными красками или тенями для век.
Рис. 16. Изменение формы глаз живописным
способом гримирования
Выбор цвета краски зависит от того цвета глаз, который необходимо
передать в гриме.
Рассмотрим несколько видов гримирования глаз, улучшающих или
изменяющих их форму.
Для того чтобы глаза сделать более выразительными (не задаваясь
целью увеличить или изменить форму глаз), на верхние веки подушечкой
пальца накладывают легкий слой какой-либо теневой краски. Границы
теневой краски должны растушевываться и быть не заметными на ранее
нанесенном на глазную впадину (и в целом на лицо) общем тоне. Далее
растушевкой или кисточкой забирают небольшое количество краски и
подчеркивают край верхнего века по линии роста ресниц, как можно
ближе к ресницам. Эта линия должна быть тонкой и аккуратной, краска
должна лежать мягким эластичным слоем и не образовывать даже самых
маленьких комочков.
Таким же образом подчеркивают нижние ресницы, делая линию более
тонкой. Нанесенный слой краски аккуратно растушевывают вниз, на
полутень, незаметно переводя ее в общий тон. Следят за тем, чтобы
линии ресниц и полутень от них были овальной формы, повторяющей
направление собственных ресниц. Полутени от ресниц должны быть
светлее, чем линии ресниц. У внутреннего угла глаз линии подводки
ресниц слегка разводятся при нанесении и образуют уголок, где
ставится светлой красной краской точка, подчеркивающая слезник
глаза. У наружного угла глаза подводку верхнего века делают чуть
длиннее и четче, а у нижнего века мягко стушевывают. В целом верхнее
веко, на котором ресницы гуще и длиннее, подводят сильнее, чем
нижнее. Тени на верхнем и нижнем веках по интенсивности никогда не
делают равными. Равная тень или более сильная тень на нижнем веке
придает глазу усталый вид.
Если от природы верхнее веко глубоко западает в глазную впадину и
краски, нанесенные на веко, отпечатаются на глазной впадине, в таких
случаях веко после подводки краской слегка припудривают, тем самым
незначительно осушают краску. Если загримированные глаза выглядят
темнее бровей, то брови слегка подчеркивают краской до одинаковой
интенсивности с веками. Обычно таким образом подчеркивают только
середину бровей. Делают это тщательно, умеренно, мягко.
Для того чтобы сделать глаза несколько увеличенными, применяют те же
способы, о которых рассказано выше. Однако подводку нижнего века
проводят несколько ниже края глаза. Пространство между глазом и
линией подводки закрашивают аккуратно белым тоном, имитируя белок
глаза. Когда линии подводки у наружного угла расходятся, то
расстояние между ними также высвечивают белой краской. Такая
подводка несколько увеличивает глаз, удлиняет его. Такой способ
гримирования глаз может быть использован только в гриме театральном
и не может быть применен в гриме концертном или бытовом.
Чтобы сделать глаза округленными, укорачивают свои брови, замазывают
их мастикой и закрывают общим тоном начало, концы и низ бровей,
оставляя только их верхнюю часть. Верхние и нижние ресницы
подчеркивают не по всей длине, а только посередине, причем линию
нижних ресниц делают круглее собственных ресниц. От нижних ресниц
растушевывают маленькую полутень. В этом случае, как правило,
полутень в глазной впадине не кладут. Этот прием гримирования глаз
требует особого чувства меры, в противном случае такой грим
приобретает черты шаржа.
Для получения миндалевидных глаз слегка удлиняют овальную, близкую к
прямой бровь с чуть приподнятыми внешними концами. Кроме того,
миндалевидная форма глаз достигается линиями подводки, которые у
внутреннего угла глаза опускают книзу, а у наружного несколько
приподнимают. Чтобы миндалевидные глаза не казались большими -
подводкой очерчивают не весь разрез глаз, а рисуют только концы
глазной щели в виде маленьких уголочков, которые и придают глазам
нужную миндалевидную форму.
При гримировании глаз применяют подкраску, утолщение, завивку
собственных ресниц, а также наклейку искусственных ресниц. Для
окрашивания собственных ресниц используют цветную тушь для ресниц,
которую наносят щеточкой на ресницы, предварительно переведя тушь из
твердого состояния в жидкое. После нанесения из состава жидкой туши
быстро улетучивается находящийся в ней спирт, и масса туши,
нанесенная на ресницы, принимает твердую форму, тем самым удлиняя и
утолщая ресницы. Искусственные ресницы приклеивают по краю верхнего
века возможно ближе к росту волос собственных ресниц. Для большей
имитации натуры следят за тем, чтобы внешний край ресниц имитировал
естественную неровность волос, придающую особую мягкость выражению
глаз.
В театральном гриме существует еще много дополнительных способов
гримирования глаз. Различными приемами подводки можно получить
<слепой глаз>, с нависающим верхним веком, <заплывший глаз>. Иногда
приклеивают металлическую фольгу, придающую глазам феерический
блеск. Иногда глазную впадину заклеивают тюлем или газом с
изображением глубокой впадины или закрытого глаза. Этими приемами
гримирования глаз пользуются разумно, в исключительных случаях.
Гримирование глаз представляет немало затруднений для учащихся.
Поэтому следует внимательно изучить форму глаза, знать известные в
практике правила применения различных теневых тонов в зависимости от
цвета глаз и волос. Часто, не учитывая цвета, присущего внешности,
гримируют глаза черной краской. Это допустимо в очень редких
случаях. В большинстве случаев глаза гримируют различными тонами
синей, коричневой, темно-зеленой (в сочетании с коричневой) красок.
В последнее время эти краски стали применять в сочетании с
перламутровым цветом, получаемым в результате внесения в краски пата
жемчужного.