Нос. Изменение формы носа значительно влияет на
общий вид лица. Оно может быть достигнуто при помощи гримировальных
красок (рис. 17). Следует отметить, что в этом случае резкие
отклонения от нормы, выраженные характерные признаки, конечно, не
могут стать совсем незаметными. Например, из вздернутого носа с
помощью грима невозможно сделать прямой нос, не применяя наклеек.
Однако путем правильного применения красок и резкие, характерные
признаки носа значительно могут быть изменены, смягчены.
Если следует загримировать нос прямым, то поступают следующим
образом: спинку носа слегка высвечивают, а бока носа несколько
затемняют. Если нос прямой, то предлагаемого затенения носа не
делают. Грим носа не делают слишком ярким, границы между спинкой и
боками носа должны быть не резкими - мягкими, стушеванными. Длина
носа зависит от ширины его спинки. Если спинку носа расширить, то
нос покажется короче. Наоборот, при узкой спинке нос кажется
длиннее. Спинку носа сужают осторожно, иначе нос будет казаться
уродливым. Удлинить нос можно высветлением кончика носа, а
укоротить,- наоборот, его затемнением.
На длину носа оказывает влияние расположение бровей. Поднимая брови,
удлиняют нос, и наоборот. При уменьшении большого носа избегают
наложения на него теней. В этом случае нос покрывают общим тоном,
чтобы он, сливаясь с лицом, был менее заметен. Когда нужно сделать
вздернутый нос, поступают следующим образом. Нижнюю часть спинки
высветляют, а верхнюю - слегка затемняют. Затем на границе цветов
делают поперечную теневую полоску, которую слегка растушевывают.
Снизу нос также подтушевывают теневой краской. Часть носа, которой
желательно придать выпуклый вид, гримируют так, как художник рисует
шар. Высветляют те места, которые желают приблизить, сделать более
выпуклыми, и затемняют более удаленные. От размеров светлого пятна
зависит величина (толщина) вздернутой части носа.
Рис. 17. Изменение формы носа живописным
способом гримирования
По такому же принципу действуют при желании создать горбатый нос.
Только в этом случае выделяющейся частью будет не конец носа, а
середина, обычно ближе к переносице. Следовательно, эту часть носа
высветляют, а конец носа, наоборот, слегка затемняют.
В отдельных случаях увеличивают или приподнимают ноздри, особенно
при гриме вздернутого носа. Это делают очерчиванием ноздрей
темно-красной или красно-коричневой краской.
Если хотят выделить крылья носа, границы между крыльями носа и щекой
прочеркивают теневой краской. Для расширения носа эта граница может
проходить ниже естественной границы крыльев носа, несколько
захватывая щеку.
При полном несоответствии носа требуемой форме одним лишь живописным
способом гримирования добиться необходимой иллюзии нельзя. В таком
случае применяют скульптурно-объемный способ гримирования.
Щеки. Форму щеки определяет скуловая дуга. У полных
людей выступ скуловой дуги округлен и отчетливо обозначена лишь
граница между щекой и виском. Для создания эффекта худых щек
основываются на передаче скуловой дуги и впадины под ней. При этом
высвечивают наиболее выступающую часть скуловой дуги, а легкими
тенями, которые постепенно усиливают к щечной впадине, передают
впалость щек. Различным расположением световых бликов придают
разнообразную форму щекам, например делают их более широкими или
узкими.
Губы. Губы - очень подвижная часть лица, от них в
немалой степени зависит красота всего облика. Грим губ требует
большой чистоты и тщательности в обрисовке их формы.
Окрашивание губ обычно производят по их естественным границам, а
"изменение формы рта достигают изменением границы окраски губ (рис.
18). Гримировать губы лучше тонкими Кистями для губной помады и для
общего тона. В настоящее время широко известны краски для губ в виде
жирных карандашей, заключенных в футляр (пенал). Такой карандаш
(губная помада) не требует применения кистей. Красящим карандашом
легко обводят желаемый контур губ.
Рис. 18. Изменение формы губ живописным
способом гримирования
Иногда при окраске губ избегают равномерного покрытия их одной
краской. Середину губ, как выпуклую часть, для придания живописного
эффекта выделяют более светлым тоном. Чтобы нарисованная линия губ
не сливалась с общим тоном лица, рот окаймляют резкой чертой губной
помады.
Существенным при гримировании губ является подбор цвета красок. От
цвета красок и от их расположения зависит не только цвет губ, но и
их форма.
Зубы. Иногда требуется загримировать зубы.
Загримированные зубы могут быть эффектной и выразительной деталью не
только характерного, но и декоративного грима. Изменения цвета зубов
достигают окрашиванием их гримировальными красками с последующим
покрытием их сандараковым лаком. Предварительно зубы насухо вытирают
и также покрывают сандараковым лаком. В практике декоративной
косметики и грима известно применение для этой цели белой, жемчужной
и других декоративных паст.
Используя гримировальные средства для зубов, особенно тщательно
следят за их качеством и гигиеническим состоянием.
Подбородок. Состоит из двух частей: верхней,
находящейся под нижней губой и граничащей с поперечной бородкой, и
нижней, несколько выступающей вперед. Нижняя часть определяет форму
подбородка. На форму подбородка влияет жировой слой кожи. Иногда
щеки, свисая вниз, придают подбородку характерную форму так
называемого двойного подбородка.
Гримом можно изменить форму подбородка. Чтобы подбородок выглядел
узким, выдающимся вперед, затемняют теневой краской края, а
подбородочный бугор высветляют. Для придания подбородку острой формы
кладут глубокую тень под нижнюю губу, а кончик подбородка высветляют.
Чтобы подбородок казался широким, высветляют бугорок подбородка.
В зависимости от того, как наложены оттеняющие краски, получаются
разные формы подбородка: круглый, квадратный и т. д. Так, например,
для создания иллюзии толстого подбородка подчеркивают теневыми
красками складки на шее и отвислые углы щек. Прижав подбородок к
шее, намечают несколько складок, которые подчеркивают округлыми
линиями по направлению к центру щеки. Эти линии в дальнейшем
растушевывают и высвечивают так, чтобы они производили впечатление
объемных складок.
Уши. Как правило, гримируют мочки ушей. Чтобы придать
лицу свежесть, мочки ушей слегка румянят. При возрастном гриме
обычно цвет ушей соответствует цвету лица.
Шея. Если основной тон, нанесенный на лицо, отличается
от естественного тона шеи, то шею также подкрашивают общим тоном.
Руки. Не загримированные руки кажутся очень бледными
по сравнению с общим тоном грима. В этом случае руки покрывают
соответствующим тоном грима. Иногда в качестве общего тона для рук
используют специальный грим, предназначенный для гримирования
больших поверхностей кожи. В этом случае применяют
водноглицериноспиртовый раствор красителей. Налив краску на ладонь,
движениями тщательно растирают краску по рукам до тех пор, пока не
исчезнет малейший слой влаги. Закрашенные места рук незначительно
припудривают.