Электрические аппараты силовой цепи должны включаться и
выключаться в строго установленной последовательности. Для
обеспечения требуемой очередности действия этих аппаратов
большинство из них снабжено специальными блокировочными контактами (блок-контактами),
иначе говоря, блокировками, включенными в цепи управления. Эти
блокировки связаны с механизмом, приводящим в действие тот или иной
аппарат. Они замыкаются или размыкаются одновременно с главными
контактами аппарата (либо с небольшим опозданием или опережением),
производя необходимые переключения в цепи управления.
Применяют два вида блок-контактов: замыкающие и размыкающие. При
замыкающем блок-контакте блокируемая цепь разорвана, когда аппарат
занимает нормальное положение, т. е. в цепи управления им нет тока,
и замкнута при прохождении тока по цепи управления.
Размыкающий блок-контакт разрывает блокируемую цепь, когда по цепи
управления проходит ток, и наоборот, замыкает ее при нормальном
положении аппарата. Что принимают за нормальное положение аппаратов,
было сказано выше (см. с. 24-25). Чтобы можно было определить,
какому аппарату принадлежит тот или иной блок-контакт, около
графического обозначения блок-контакта указывают номер аппарата,
присвоенный ему в силовой схеме, или его буквенное обозначение. В
соответствии со стандартами ЕСКД блок-контакты электрических
аппаратов имеют те же обозначения, что и их главные контакты.
Рис. 86. Пример включения блокировок в цепь
управления
Поясним на примерах, как с помощью блок-контактов обеспечивают
заданную последовательность действия аппаратов (рис. 86).
Допустим, что для нормальной работы электровоза необходимо выдержать
три условия:
первое - контактор 1 может замыкать свои контакты на 1-й позиции
только тогда, когда групповой переключатель находится в положении,
соответствующем последовательному соединению двигателей. Для
обеспечения такой зависимости в цепь катушки 1 электромагнитного
вентиля контактора включен блок-контакт группового переключателя,
замыкающийся при положении аппарата, соответствующем
последовательному соединению тяговых двигателей. На схемах
электрических цепей электровозов такой блок-контакт обозначается
КСП-С;
второе - контактор 2 должен включаться на 1-й позиции контроллера
только после того, как включится контактор 1. Для этого в цепь
катушки 2 электромагнитного вентиля контактора введен замыкающий
блок-контакт контактора 1;
третье - контактор 3 должен включиться на 2-й позиции контроллера
только после того, как выключится контактор 1. Выполнение этого
требования обеспечивается тем, что в цепь катушки 3 включен
размыкающий блок-контакт 1 контактора 1, который замкнут, когда этот
контактор отключен.
Рис. 87. Блокировочное устройство
индивидуального контактора
Перечисленные условия могут быть дополнены и другими, например
таким. Из второго условия следует, что, как только контактор 1 на
2-й позиции отключится, его блок-контакты 1 в цепи катушки
контактора 2 разомкнутся и контактор 2 тоже выключится. Если в
соответствии с условиями работы электровоза этого нельзя допустить,
то замыкающий блок-контакт 1 в цепи катушки контактора 2 шунтируют
так называемым блок-контактом независимости 2. Этот блок-контакт
нормально разомкнут, но как только контактор 2 включится,
блок-контакт 2 замкнется и шунтирует блок-контакт 1. Таким образом,
в дальнейшем контактор 2 будет включен независимо от того, включен
или выключен контактор 1.
В качестве примера конструктивного выполнения рассмотрим
блокировочное устройство, показанное на рис. 87. При впуске сжатого
воздуха в цилиндр контактора (рис. 87, а) изоляционный стержень
поднимается вверх. Колодка, соединенная рычагом и тягой с этим
стержнем, поворачивается вокруг оси рычага. Медная контактная
пластина, укрепленная на колодке, замыкает блокировочные пальцы. На
рис. 87, б показан блок-контакт замыкающий. В размыкающем
блок-контакте контактная пластина расположена так, как изображено на
рис. 87, в.