установить автомобиль на эстакаду, подъемник или осмотровую яму,
чтобы обеспечить удобный доступ к коробке передач снизу;
отсоединить от коробки передач рычаг переключения передач, для чего
изнутри кузова поднять к рукоятке рычага наружный резиновый
уплотнитель пола, снять резиновый защитный уплотнитель с колпака
горловины механизма переключения, отвернуть колпак и вытащить рычаг
из горловины вверх; слить масло из коробки передач;
отсоединить трос привода тормоза стоянки и оттяжную пружину от
промежуточного рычага привода тормоза стоянки;
отсоединить от коробки передач карданный вал, выполняя указания по
снятию карданного вала (см. раздел <Ремонт карданной передачи>);
отсоединить от коробки передач гибкий вал привода спидометра и
провода включателя света заднего хода;
отвернуть два болта крепления рабочего цилиндра привода выключения
сцепления к картеру и поднять вверх рабочий цилиндр о толкателем, не
отсоединяя его от трубопровода; вынуть вилку выключения сцепления;
разъединить планку и соединительную пластину подвески трубы
глушителя;
стянуть заднюю пружинную подвеску двигателя, завернув оправку с
резьбой М8 (см. рис. 59) в верхнюю пластину-задней пружинной
подвески двигателя;
отсоединить поперечину от кронштейнов' лонжеронов рамы; отвернуть
гайки шпилек крепления коробки передач к картеру ] сцепления и снять
коробку передач вместе с муфтой выключения I сцепления.
При разборке коробки передач необходимо:
слить масло (если оно не было слито раньше);
снять муфту с подшипником с передней крышки коробки передач;
снять поролоновые кольца;
отсоединить и снять кронштейн подвески трубы глушителя в сборе с
нижних шпилек крепления удлинителя к картеру коробки передач;
отсоединить и снять заднюю опору двигателя с поперечиной; отвернуть
болты и снять верхнюю крышку коробки передач в сборе; снять
прокладку между верхней крышкой и картером коробки передач;
вывернуть коническую пробку, расположенную в нижней части фланца
удлинителя, и через открывшееся отверстие выпрессовать ось блока
шестерен вместе с игольчатыми подшипниками (рис. 106). опустить блок
шестерен на дно картера коробки передач; отвернуть гайки крепления
удлинителя коробки передач; и вынуть удлинитель в сборе со вторым
валом из коробки; снять прокладку между удлинителем и картером
коробки; отвернуть болты крепления передней крышки и снять крышку;
снять прокладку между передней крышкой и картером коробки передач;
выпрессовать ведущий вал в сборе с подшипником и кольцом
синхронизатора;
вынуть блок шестерен и упорные шайбы блока из картера; выпрессовать
ось промежуточной шестерни заднего хода; вынуть промежуточную
шестерню заднего хода из картера коробки передач;
снять с оси и вынуть из картера рычаг включения заднего хода с
сухариком.
При разборке ведущего вала необходимо:
пометить блокирующее кольцо синхронизатора, чтобы при сборке
поставить его на старое место;
вынуть ролики из носка ведущего вала; снять стопорное кольцо с
ведущего вала;
спрессовать с ведущего вала подшипник и снять маслоотражатель; снять
упорное кольцо с подшипника. При разборке удлинителя и ведомого вала
необходимо; развести усы стопорного кольца 16 (см. рис. 103)
шарикового подшипника ведомого вала 17 (при этом кольцо утопится в
выточке удлинителя) и выпрессовать ведомый вал в сборе с подшипником
из гнезда в удлинителе, воздействуя на задний конец ведомого вала
(рис. 107);
разогнуть стопорную шайбу гайки и отвернуть гайку "ведомого вала;"
Рис. 106. Выпрессовка оси блока шестерен
Рис. 107. Демонтаж ведомого вала из
удлинителя
снять с ведомого вала ведущую шестерню привода спидометра со
стопорным шариком;
используя показанное на рис. 108 приспособление, спрессовать с
ведомого вала шариковый подшипник, стальную упорную шайбу
подшипника, бронзовую регулировочную шайбу шестерни первой передачи
и шестерню первой передачи с блокирующим кольцом. Пометить
блокирующее кольцо синхронизатора, чтобы при сборке вновь поставить
его на старое место;
проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте-шестерне
включения первой и второй передач и, если их нет, то нанести метки,
чтобы при сборке установить эти детали в прежнее положение;
снять со ступицы муфту шестерню включения первой и второй передач;
вынуть сухари (3 шт.);
утопить штифт в отверстие, повернуть стальную упорную шайбу таким
образом, чтобы ее шлицы были расположены во впадине шлицев ведомого
вала и снять упорную шайбу; вынуть штифт и пружинку;
используя показанное на рис. 108 приспособление, снять о ведомого
вала ступицу, бронзовую шайбу и шестерню второй передачи; вынуть из
ступицы пружины синхронизатора; снять блокирующее кольцо
синхронизатора о. шестерни второй передачи; поместить блокирующее
кольцо синхронизатора, чтобы при сборке вновь поставить его на
старое место;
снять стопорное кольцо ступицы муфты включения третьей и четвертой
передач;
используя показанное на рис. 108 приспособление, спрессовать в
ведомого вала шестерню третьей передачи о блокирующим кольцом
синхронизатора, упорную шайбу шестерни и ступицу в сборе с муфтой
синхронизатора, сухарями и пружинками;
проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения
третьей и четвертой передач и, если их нет, нанести метки, чтобы при
сборке установить детали в прежнее положение;
снять со ступицы муфту включения третьей и четвертой передач, вынуть
сухари и пружинки;
Рис. 108. Приспособление для разборки
ведомого вала: а- демонтаж подшипника ведомого вала; б - демонтаж
ступицы синхронизатора включения первой и второй передач; в-
демонтаж ступицы синхронизатора включения третьей и четвертой
передач; 1- средняя пластина; 2 - болт; 3 - задняя пластина;
4-передняя пластина; 5 -шпилька
Рис. 109. Снятие головки штока включения
третьей и четвертой передач
Рис. 110. Демонтаж штока включения первой и
второй передач
снять с шестерни третьей передачи блокирующее кольцо
синхронизатора. Пометить блокирующее кольцо, чтобы при сборке
поставить его на старое место;
вынуть из удлинителя штуцер ведомой шестерни и ведомую шестерню
привода спидометра;
сжать усы и вынуть из удлинителя стопорное кольцо подшипника
ведомого вала: при необходимости вынуть сальники ведомого вала;
разъединить удлинитель, резиновую соединительную муфту и фланец
удлинителя.
При разборке механизма переключения передач необходимо: вывернуть
включатель света заднего хода 13 (см. рис. 110) с прокладкой;
снять штампованную нижнюю крышку механизма переключения передач и
прокладку;
установить все штоки в среднее (нейтральное) положение, в котором
пазы всех головок расположены друг против друга;
передвинуть шток 2 включения третьей и четвертой передач в переднее
положение, отвернуть стопорный болт головки включения третьей и
четвертой передач 10 и снять головку со штока. При затрудненном
снятии головки следует проложить для упора распорку между задним
торцом головки вилки включения третьей и четвертой передач и
бобышкой и сбить головку со штока (рис. 109);
отвернуть стопорный болт вилки 1 включения третьей и четвертой
передач и снять вилку со штока; передвинуть шток в среднее
положение. При затрудненном снятии вилки следует проложить для упора
распорку между торцом головки вилки и бобышкой, выбить шток из вилки
и установить его в среднее положение;
передвинуть шток включения первой и второй передач в переднее
положение, отвернуть стопорный болт головки 11 включения первой и
второй передач и снять головку со штока. При затрудненном снятии
головки следует поступить так же, как при снятии головки со штока
включения третьей и четвертой передач; передвинуть шток в заднее
положение;
вывернуть коническую пробку, вынуть пружину и шарик фиксатора;
отвернуть стопорный болт вилки 6 включения первой и второй
передач;
выбить шток из вилки и снять вилку;
выбить штоком заглушку в заднем горце крышки механизма переключения
передач и вынуть шток (рис. 110);
вынуть стопорный плунжер из механизма переключения; передвинуть шток
включения передачи заднего хода в переднее положение, отвернуть
стопорный болт головки 12 включения передачи заднего хода и снять
головку со штока. При затрудненном снятии головки следует поступить
так же, как при снятии головки со штока включения третьей и
четвертой передач;
передвинуть шток включения передачи заднего хода в заднее положение
до упора заднего торца головки в стенку механизма переключения;
вывернуть пробку, вынуть пружину и шарик фиксатора; отвернуть
стопорный болт вилки 14 (см. рис. 105) включения передачи заднего
хода, выбить шток из вилки, снять вилку, выбить штоком заглушку в
заднем торце механизма переключения и вынуть шток; вынуть стопорный
плунжер из механизма переключения; вывернуть пробку 5, вынуть
пружину 4 и шарик фиксатора 3 штока включения третьей и четвертой
передач;
выбить штоком 2 заглушку в заднем торце механизма переключения и
вынуть шток со стопорным пальцем; вынуть стопорный палец из штока.
Штифты в горловине крышки коробки, а также пружины и предохранители
без надобности вынимать не следует. Если предохранители заедают и
плохо возвращаются под воздействием пружин, то следует выбить
заглушки и вынуть пружины и предохранители механизма.
При разборке рычага переключения передач необходимо:
отвернуть рукоятку и снять уплотнитель пола кузова; выдернуть шилом
пластмассовую запорную втулку 19 (см. рис. 104) и вынуть нижнюю
часть рычага переключения передач из верхней;
снять резиновые и пластмассовые детали антивибрационного устройства;
снять уплотнитель колпака, колпак, седло пружины и пружину.
Осмотр и контроль деталей.
После разборки детали коробки передач необходимо тщательно
промыть, затем подвергнуть внимательному осмотру, обратив .внимание
на отсутствие разрывов прокладок, забоин и рисок на привалочных
поверхностях, смятия и выработки в гнездах под подшипники, оси,
штоки и сферическую головку рычага, трещин на картере и крышках,
повреждений рабочей кромки сальника удлинителя, задиров на
сталебаббитовом подшипнике удлинителя, сколов и выкрашиваний на
боковых поверхностях и торцах зубьев шестерен, питтинга на роликах,
передней шейке ведомого вала, оси блока шестерен, задиров на упорных
стальных и бронзовых шайбах и втулках в шестернях, погнутости вилок
и штоков механизма переключения, значительных износов на лапках
вилок переключения, задиров и заусенцев на штоках, разбалтывания
штифтов и обмятия отверстий под них в горловине механизма
переключения, разрывов и трещин на соединительной муфте удлинителя.
Поврежденные детали необходимо заменить.