Техническое обслуживание свечей зажигания заключается в проверке
их состояния, очистке от нагара и регулировке зазора между
электродами Необходимо регулярно протирать изоляторы свечей,
периодически вывертывать свечи для осмотра и регулировки искрового
зазора. Перед вывертыванием свечи нужно обязательно удалить грязь
щеткой или сжатым воздухом из гнезда свечи в головке цилиндров.
Свечи следует проверять после работы двигателя под нагрузкой.
Работа двигателя на холостом ходу изменяет характер нагара, по
которому можно сделать неправильные выводы о работе свечи
Вывертывать свечи следует только специальным (свечным) торцовым
ключом, имеющимся в комплекте инструментов. Применять для этой цели
плоскогубцы, обычные гаечные ключи или торцовые несоответствующего
размера не рекомендуется, так как это всегда приводит к повреждению
изолятора свечи или нарушению ее герметичности.
При осмотре свечи особенно внимательно проверить, нет ли трещин на
изоляторе, обратить внимание на характер нагара, также на состояние
электродов и зазор между ними. Конусная часть изолятора свечи (юбка)
не должна иметь нагара и трещин. Свечи, имеющие трещины изолятора,
подлежат замене. Необходимо помнить, что при работе свечей на их
<юбках> обычно образуется красновато-коричневый налет, который не
мешает работе свечей, и такие свечи в чистке не нуждаются.
Свечи с нагаром или оксидной пленкой подлежат тщательной очистке на
пескоструйном аппарате типа Э-203. При очистке изолятора не
рекомендуется применять острые стальные инструменты, так как при
этом на его поверхности образуются царапины и неровности,
способствующие в дальнейшем отложению нагара. Если очистку свечей
сделать невозможно, а слой нагара велик, то следует свечи заменить
новыми.
После зачистки необходимо проверить зазор между электродами при
помощи круглого проволочного щупа. Плоским щупом определить зазор
нельзя, так как на боковом электроде при износе образуется
поверхность, близкая к цилиндрической. Регулировка зазора между
электродами должна производиться за счет подгибки бокового
электрода. Никогда не следует подгибать центральный электрод свечи,
так как это неизбежно приведет к появлению трещин в изоляторе свечи
и к отказу.
Свечи зажигания, очищенные от нагара, с отрегулированным зазором
между электродами, рекомендуется перед установкой на двигатель
проверить на приборе для испытания свечей под давлением. В исправных
свечах при давлении 8-9 кгс/см8 искра должна появляться регулярно,
без перебоев, между центральным и боковым электродами и без
поверхностного разряда. При давлении 10 кгс/см2 новая неработавшая
свеча должна быть полностью герметична; не пропускать воздух ни по
соединению корпуса с изолятором, ни по соединению центрального
электрода с изолятором. Для свечей, работавших на двигателе,
допускается пропуск воздуха до 40 см8/мин.
Свеча должна устанавливаться на место обязательно с прокладкой:
ввертывать свечу следует сначала рукой, а затем подтянуть свечным
ключом. Прокладка представляет собой не сплошную шайбу, а полую
трубку, изготовленную из тонкого металла и рассчитанную на смятие
при затяжке, поэтому не следует при установке свечи прилагать
чрезмерное усилие. Необходимо затянуть ее так, чтобы прокладка не
была полностью сплющена. Полностью сплющенную прокладку
рекомендуется заменить при очередном снятии свечей.
При отсоединении провода от нормально работающей свечи частота
вращения коленчатого вала двигателя понижается, а при отсоединении
провода от поврежденной свечи частота вращения остается неизменной.
Неработающие свечи зажигания или работающие с большими перебоями на
ощупь холоднее остальных; следовательно, их можно иногда обнаружить
по этому признаку. Неисправная работа свечей является одной из
причин разжижения масла в картере двигателя.
При обнаружении разжиженного масла его необходимо сменить, а свечи
проверить и неработающие заменить,
В эксплуатации необходимо следить, чтобы на поверхность проводов
высокого напряжения не попадало масло, так как при этом их
поверхность будет интенсивно загрязняться, что в свою очередь
вызовет утечки тока и пробой изоляции. С целью удаления с проводов
пыли и грязи их следует протирать тряпкой, слегка смоченной в чистом
бензине.
Неисправности катушки зажигания связаны главным образом с
повреждением изоляции ее обметок и добавочного сопротивления. Прежде
чем снять катушку для замены, следует убедиться в исправности и
надежности присоединения проводов к клеммам катушки. Проверять
катушку следует на стенде модели Э-208 или на стенде, аналогичном
ему. Исправная катушка зажигания должна обеспечивать бесперебойное
ценообразование с параметрами, указанными в "Технической
характеристике системы зажигания". Если катушка не удовлетворяет
этим требованиям, ее необходимо заменить.
Неисправное добавочное сопротивление катушки следует снять, отогнув
лапки его крепления к скобе и отвернув винт крепления сопротивления
и гайки крепления выводов к клеммам. Сгоревшее сопротивление
подлежит замене. При отсутствии запасного сопротивления его можно
изготовить из никелевой проволоки диаметром 0,3 мм (ГОСТ 2179-75),
длиной 740 мм.