Ремонт порога. Технология устранения повреждений порога
включает следующие работы:
демонтаж с порога и около него деталей, которые мешают или могут быть
повреждены во время выполнения операций по замене порога;
обозначение места вырезки порога с предварительным определением степени
его повреждения и способа его отделения от остальной части кузова;
вырезка отмеченной части порога. Может производиться ручной пилой для
металла или газовым резаком. Резку следует начинать с внутренней стороны
дверного проема, постепенно передвигаясь к наружной. Для разъединения
швов точечной сварки можно высверлить металл в местах сварки сверлом,
несколько большим по размеру, чем диаметр точки;
изготовление порога. Производится из той же стали и такой же толщины,
что и металл нового порога. Длина порога должна быть на 1 мм меньше, чем
размеры места, куда он будет устанавливаться. Это уменьшение размера
позволяет ликвидировать деформации во время окончательной приварки
порога;
подгонка порога к вырезанному месту, необходимая для обеспечения
качества работ. Выполняются операции по формированию поперечного сечения
порога и уточняется его длина;
предварительная сварка порога с кузовом. Выполняется в нескольких точках
таким образом, чтобы в любой момент можно было скорректировать положение
или даже отделить его при необходимости;
корректировка положения порога по отношению к частям кузова;
окончательная приварка порога к кузову; контроль за правильным
положением порога и проведение при необходимости дополнительных
ремонтных воздействий. Контроль необходим, так как даже при большой
точности сварки может произойти деформация свариваемых частей кузова;
выравнивание неровностей сварных швов. Выравнивается опиливанием, а
углубления заполняются затем эпоксидной шпатлевкой.
Ремонт крыла. Выполняется в следующей последовательности:
разметка части крыла, предназначенной для удаления. Производится мелом
после внешнего осмотра повреждения, при этом необходимо соблюдать
правильную форму выреза, так как это значительно упростит последующие
подгоночные работы;
вырезка поврежденной части крыла. Осуществляется газовым резаком,
ручными ножницами или механической пилой. Выполняя эту операцию,
необходимо следить, чтобы' края материала крыла не вытягивались, так как
это значительно усложнит последующую подгонку ремонтной детали и может
вызвать изменение формы крыла в этом месте;
Рис. 4.12. Форма сочленения ремонтной детали (2)
с панелью кузова (1)
Рис. 4.13. Схема сварки панелей при перемещении
горелки влево
рихтовка краев вырезанной части крыла. Производится
для придания правильной геометрической формы в месте выреза с помощью
рихтовочных молотков, наковален и т. п.;
изготовление ремонтной детали. Вырезать из листа картона заготовку, по
размеру несколько большую удаленной части крыла. Приложить картон к краю
отверстия и отметить контуры выреза. Сделать картонный шаблон ремонтной
детали, оставив по периметру припуск около 8 мм, необходимый для
нахлеста. По шаблону вырезать ремонтную заготовку из стального листа,
соответствующего по марке и толщине материалу крыла. Изготовить
ремонтную деталь в соответствии с геометрией крыла, сделать по контуру
ремонтной детали ступенчатый фланец для получения ровного стыка при
накладке ремонтной детали изнутри (рис. 4.12);
предварительная сварка ремонтной детали с крылом. Выполняется в
нескольких точках с помощью сварочной горелки или переносного
электросварочного аппарата и позволяет уменьшить объем последующей
подгонки;
корректировка формы ремонтной детали для придания ей правильного
геометрического положения в вырезанном отверстии крыла;
окончательное соединение ремонтной детали с кузовом. Производится
газовой или контактной сваркой. Чтобы не допустить деформации ремонтной
детали при сварке, с двух сторон шва на расстоянии 20-30 мм следует
положить мокрый асбест. Для сварки надо применять нейтральное пламя,
образующееся из смеси кислорода и ацетилена в отношении 1:1. Такое пламя
отличается четким, коротким зеленовато-голубым внутренним и слабо
светящимся наружным конусом. Пламя, образующееся при избытке ацетилена,
нежелательно, так как в результате сварки образуется твердый и хрупкий
шов, который трудно поддается упрочнению. При правильно выполненной
сварке конец внутреннего конуса пламени должен находиться на расстоянии
2-5 мм от свариваемой поверхности. Для сварки листов толщиной до 4 мм
применяется сварка в левую сторону (рис. 4.13). При таком способе сварки
пламя горелки предварительно нагревает место соединения свариваемых
деталей.
Применяя точечную сварку, надо знать, что уже при
выполнении второй точки происходит шунтирование вторичного тока через
шов, сделанный раньше. Это явление приводит к уменьшению силы тока и
может оказаться, что сварочный ток, достаточный для получения первой
точки, мал для качественной сварки последующих швов. Чтобы этого не
было, надо знать минимальное расстояние между сварочными точками, при
котором не проявляется уменьшение сварочного тока (табл. 4.1).
Режимы точечной контактной и электродуговой сварки листовых углеродистых
сталей приведены соответственно в табл. 4.2 и 4.3.
Рихтовка сварочных швов в месте постановки ремонтной детали позволяет
ликвидировать остаточную деформацию, которая часто возникает при газовой
сварке. Эта работа выполняется при помощи набора жестяницких
инструментов.
Зачистка сварочных швов и неровностей выполняется напильником или
переносной шлифовальной машинкой. Haпильником устраняются незначительные
повреждения поверхности кузова, появившиеся от ударов молотка во время
рихтовки. Следует помнить, что глубина устраняемых таким путем
повреждений не должна превышать толщину листа, так как при большей
глубине может произойти ослабление прочности металла кузова. Заполнение
углублений в месте постановки ремонтной детали производится
эпоксидной шпатлевкой.