поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Коррозионная агрессивность
топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей
Моторные масла
Одну из важнейших групп смазочных материалов образуют моторные масла.
Эта группа нефтепродуктов очень разнообразна по технологии их получения,
свойствам и назначению. Подавляющее большинство производимых моторных
масел является смесью углеводородов и присадок, отличающихся химическим
и механическим воздействием. Содержание присадок может доходить даже до
нескольких десятков процентов.
Коррозионная агрессивность моторных масел.
При хранении моторные масла,
содержащие стойкие присадки, не проявляют коррозионного действия и не
подвергаются качественным изменениям вследствие их старения.
Содержащиеся в маслах органические кислоты и сернистые соединения
характеризуются малой активностью, особенно при невысокой температуре.
Условия работы масел в конкретных механизмах создают комплекс факторов,
ускоряющих процесс окисления и разложения компонентов масла, а также
благоприятствующих накоплению в них растворимых и нерастворимых
продуктов окисления, поликонденсации и др.
К важнейшим факторам снижения качества моторных масел относятся высокая
рабочая температура смазывающих узлов и масляных картеров, интенсивное
аэрирование масла, чувствительность масла к действию кислорода, наличие
компонентов с ограниченной химической стабильностью и контакт с
каталитически действующими материалами (в рабочих условиях).
Следствием окисления (при умеренной температуре) прежде всего является
рост кислотности и коррозионной агрессивности масла. При более высокой
температуре, например в двигателях внутреннего сгорания, в масле
происходят также процессы разложения и загущения (полимеризации) с
участием как продуктов окисления, так и продуктов термического распада.
Ввиду такого загрязнения осадками вязкость масла увеличивается. Кроме
того, на горячих деталях двигателя, в трубопроводах и других частях
системы смазки откладываются вязкие
Осадки, ухудшающие поступление масла
и теплообмен, а также нарушающие условия нормальной работы маслосъемных
колец.
Не соответствующее условиям работы двигателя качество моторного масла,
особенно в части его химической и термической стабильности, ограничивает
время эксплуатации и вызывает необходимость частой замены масла в
системе.
Коррозионная агрессивность смазочных масел определяется содержанием, в
первую очередь, органических кислот. Совместно с окисляющими реагентами
эти кислоты разрушают прежде всего цветные металлы и их сплавы,
применяемые в качестве антифрикционных материалов для различных деталей
автомобиля. Особенно большую чувствительность к этому виду коррозии
имеют кадмиево-никелевые, кадмиево-серебряные сплавы и свинцовистые
бронзы, используемые для подшипников. Из этих сплавов некоторые
компоненты "вымываются" (кадмий, свинец), что приводит к ослаблению
структуры сплава и повреждению деталей (втулок). Детали из меди пли ее
сплавов могут корродировать в определенных условиях от действия
образующихся в масле соединений серы. Коррозионное влияние
высокомолекулярных органических кислот и соединений серы имеет, как
правило, химический механизм действия, ввиду отсутствия в маслах воды
при повышенной температуре.
Процессы окисления сплавов меди и серебра под влиянием соединений серы
используются для эффективной защиты этих сплавов. Для этой цели
применяются серные или серно-фосфорные соединения, способные
образовывать стойкие к термическим и механическим воздействиям защитные
слои. Эти покрытия прочно прилегают к основанию и затрудняют
проникновение агрессивных компонентов в глубь сплава.
К другой группе факторов, влияющих на коррозию деталей в системе смазки
двигателей, относятся влага, продукты сгорания топлива и загрязнения,
проникающие из атмосферы. Эти факторы особенно агрессивны во время
работы двигателя при низкой температуре, а большая интенсивность
коррозии обусловлена возможностью конденсации водяного пара (например,
из отработавших газов) на рабочих поверхностях деталей. Эти процессы
аналогичны атмосферной коррозии, однако интенсивность коррозии здесь
зависит и от ряда других факторов. Например, в двигателях внутреннего
сгорания коррозию вызывают продукты сгорания и обычного окисления
топлива, проникающие в масло вместе с тяжелыми фракциями нефтепродукта,
а также в результате неизбежного контакта масла с горячими газами,
особенно при недостаточной вентиляции картера. Эти вредные компоненты
содержат высокомолекулярные органические кислоты, оксиды серы (S02,
S03), водяной пар, продукты распада и сгорания этиловой жидкости
(хлориды и бромиды свинца), а также свободную соляную кислоту. Оксид
SO3, кроме того, изменяет точку росы и тем самым определяет
температурный порог интенсификации коррозии деталей двигателя. Особенно
заметное повышение скорости распространения коррозии под влиянием
упомянутых соединений можно наблюдать при температуре двигателя ниже
70°С.
Наличие в моторных маслах загрязняющих веществ сказывается на усилении
коррозионного износа деталей
двигателя не только во время эксплуатации, но и при простоях автомобиля.
При хранении на поверхностях деталей, покрытых слоем масла или
погруженных в него, появляется влага из окружаю щей среды, а также из
масла, если оно загрязнено примесью воды. В некоторых местах количество
воды может быть достаточным для создания условий возникновения
электрохимической коррозии.
Все эти факторы, ускоряющие коррозию двигателя и неблагоприятно
действующие на его работоспособность, привели к необходимости добавлять
к подавляющему большинству производимых моторных масел ингибиторы,
усиливающие устойчивость масла против окисления, улучшающие его
противокоррозионные качества, проявляющие способность удерживать в
суспензии нагар и лаки, не допуская их отложения на деталях. Тип и
количество присадок зависят от условий работы моторного масла.
Ингибиторы, противодействующие коррозийному износу двигателя во время
работы, действуют также эффективно и в период его простоя. Однако на
время хранения двигателя целесообразно заливать так называемое
рабочее консервационное или консервациопное масло.