поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Топливно-смазочные и другие материалы для
экипировки тепловозов
Масла для дизелей, общие свойства, Консистентные смазки. Общие свойства.
Дизельные и другие масла, применяемые на
тепловозах, должны обладать определенными физико-химическими свойствами.
Вязкость смазочного масла является одним из самых важных
эксплуатационных требований. От нее зависят величина коэффициента
трения, надежность и экономичность работы трущихся частей. Недостаточная
вязкость масла приводит к сухому трению, нагреву и усиленному износу
подшипников. Чрезмерно большая вязкость масла ведет к потерям мощности
на трение и тем самым к снижению к. п. д. дизеля и его агрегатов.
Липкость - способность масла образовывать на поверхности трущихся
деталей прочную масляную пленку, не вытесняемую под нагрузкой. Чем
большей липкостью обладает масло, тем больше в процессе работы оно
сохраняет масляную пленку на трущихся поверхностях.
Лакоотложение - способность масла при попадании на горячую поверхность
поршня дизеля образовывать тонкий масляный слой, который под действием
высокой температуры и кислорода воздуха затвердевает в виде лаковой
пленки коричневого или черного цвета. Лаковые вещества,
заполняя канавки поршня,
способствуют заклиниванию и пригоранию поршневых колец. Потеря
упругости поршневых колец нарушает плотность поршня в цилиндре, что
ведет к снижению мощности дизеля.
Такие свойства масел, как температура вспышки, застывания, кислотность,
коксуемость, зольность и др., в основном аналогичны рассмотренным выше в
разделе дизельного топлива.
Масла для тепловозных дизелей
Используемые в дизелях тепловозов масла должны:
а) обеспечивать минимальный износ трущихся деталей цилиндро-поршневой
группы и других частей дизеля, их чистоту, отсутствие нагара на
охлаждаемой маслом поверхности поршней и отложений в трубках воздушных и
водомасляных холодильников;
б) предохранять вкладыши подшипников и другие детали от коррозии;
в) обладать пологой вязкостно-температурной зависимостью и хорошо
прокачиваться при низких температурах;
г) быть стабильными при хранении.
В табл. 32, 33 и 34 приведены сорта, марки и характеристики основных
дизельных, моторных и авиационных масел, применяемых для заправки
дизелей и смазывания других узлов тепловозов, эксплуатируемых на
промышленном транспорте.
Для регулятора частоты вращения коленчатого вала дизеля применяются
авиационные масла МК-22, МС-20 и МС-20С по ГОСТ 21743-76. Масло в ванне
регулятора полностью меняется через одно обслуживание ТО-3 тепловоза с
промывкой ванны.
Новые сорта масел и заменителей масел, указанные выше, вводятся по
указанию министерств. Для опытных тепловозов и тепловозов, работающих в
период гарантийного срока после постройки, применяются масла по указанию
завода-поставщика локомотива.
Масла для гидропередач, компрессоров и других
узлов тепловозов
На тепловозах широкой колеи (кроме ТГК2 и ТГК) и
узкоколейных тепловозах ТУ5 и ТУ7 для гидропередач применяют специальное
масло ГТ-50 по ТУ 38 101487-74 или турбинное масло Т-22 по ГОСТ 32-74 с
присадкой ПМС-200А. Кроме того, для гидропередачи УГП 800-1200
(1200/212) завод рекомендует турбинное масло с присадками Тп-22 по ГОСТ
9972-74. На тепловозах ТГК2, ТГК и ТУ4 применяют индустриальное масло
общего назначения И-12А и И-20А по ГОСТ 20799 - 75 и веретенное АУ по
ГОСТ 1642-75.
Для коробки передач, реверс-редуктора и осевых редукторов тепловозов
ТУ6А и МД54-4 применяются трансмиссионные автотракторые масла (нигролы)
по ТУ 38 101 529-75. Для компрессоров применяют компрессорные масла:
зимой К-12 по ГОСТ 1861-73 и летом КС-19 по ГОСТ 9243-75 или К-19 по
ГОСТ 1861-73.
Если нет компрессорных масел, можно применять
авиационное масло МС-20 летом и МС-14 зимой.
Осевые масла, изготовляемые по ГОСТ 610-72, применяют для смазки шеек
осей колесных пар с подшипниками скольжения, а также для смазки
скользунов, пят тележек, автосцепки, опор рессор, шкворневой и буксовых
направляющих тепловозов. В случаях, когда эти узлы трения (кроме осевых
шеек) приспособлены под консистентную смазку, употребляют солидолы любой
марки по ГОСТ 103-373 или синтетические по ГОСТ 4366-76.
Для смазывания опор рам с возвращающими устройствами и шкворней тележек
применяют осевое масло. На тепловозах используют три марки осевого
масла: Л - летом, 3 - зимой и С - зимой в особо холодных районах. Их
характеристики приведены в табл. 37.
Буксовые роликовые подшипники, работающие на жидком масле, смазывают
автотракторными маслами АСп-10 по ТУ 38 001 221 - 75 и АС-10 ГОСТ
10541-63 или, как исключение, дизельными маслами, применяемыми для
дизелей тепловозов.
Для смазки контрольно-измерительных приборов тепловозов, цилиндров
электропневматических контакторов, сегментов кнопочных выключателей,
стеклоочистителей а также пальцев и сегментов контроллера применяют
масло приборное МВП по ГОСТ 1805-76. 126
Для смазывания шарниров и валиков рессорного подвешивания тепловозов
применяют трансмиссионное автотракторное масло (нигрол) по ТУ 38 101
529-75. Оно изготовляется двух марок: зимнее и летнее. В случаях, когда
эти узлы трения приспособлены под консистентную смазку, употребляют
солидолы жировые по ГОСТ 1033-73 или синтетические по ГОСТ 4366-76 любых
марок.