поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
"Открылась бездна, звезд полна" (Р.
Щербаков)
Среди многочисленных и разнообразных занятий науками и искусствами,
которые питают человеческие умы, я полагаю, в первую очередь нужно
отдаваться и наивысшие старания посвящать тем, которые касаются
наипрекраснейших и наиболее достойных для познавания предметов. Такими
являются науки, которые изучают божественные вращения мира, течения
светил, их величины, расстояния, восход и заход, а также причины
остальных небесных явлений и, наконец, объясняют всю форму Вселенной.
Н. Коперник
К. Фламмарион
Августовский вечер, когда я впервые узнал, как
крохотна необъятная Земля и как пугающи космические бездны, стал одним
из самых сильных переживаний моего детства. За год до этого я стал
читать, однако еще не научился разрешать свои "мировоззренческие
проблемы", спрашивая у школьной библиотекарши: "Дайте что-нибудь
популярное по астрономии!" Мне просто повезло, что среди стопки книг
оказалась именно эта. До сих пор помню темно-голубую, чуть шершавую
обложку, исполненные в старинной манере иллюстрации и фамилию автора,
показавшуюся мне необычайно звучной: Фламмарион...
Камилл Фламмарион.
Придя домой, я уселся на самое уютное место_
в угол дивана с валиками, и сразу с первых строчек затихли привычные
звуки коммунальной квартиры, а я отправился в удивительное путешествие
сначала по Земле, потом на Луну, затем еще дальше на планеты и к
звездам... Страница проглатывалась за страницей, началось послесловие
профессора Воронцова-Вельяминова, рассказывающее о достижениях науки на
1939 год, и стало обидно: отчего хорошие книги такие тоненькие? Я
посмотрел на корешок. Не такая уж тоненькая, скорее наоборот. Так вошла
в мою жизнь первая научно-популярная книга.
Сегодня космическая тема одна из самых выигрышных. Квазары, пришельцы,
снимки венерианских ландшафтов, шагающие по Луне космонавты, взрывы
сверхновых, загадки Баальбека, черные дыры, Тунгусский метеорит -
неиссякаемый поток информации низвергается в виде статей и слухов,
кинокартин и лекций "для узкого круга", конференций по "проблеме SETI" и
научных монографий. Странно даже подумать о том, что век назад
астрономия считалась скучнейшей из наук. Но так было, пока молодой
Фламмарион, словно сказочный принц, не разбудил сонное царство. И не
только официальные служители небесной музы Урании, но и далекие от
астрономии люди стали энтузиастами космических прогулок, ощутили
опьяняющую красоту небесной гармонии.
Он не просто искал истину, но всегда одновременно был и ценителем ее
красоты. "Я вижу людей, которые занимаются астрономией, как торговлей
бакалейными товарами",- возмущался Фламмарион. Сам он писал о звездном
небе как о величайшем таинстве Природы-Его объяснения не "иссушили ум
наукою бесплодной", а пробудили у многочисленных читателей живой восторг
перед бесконечным разнообразием космического ландшафта. Удивительное
сочетание ясности и загадочности_одна из причин непреходящей свежести
космических "путеводителей" Фламмариона.
Чем быстрее развивается страна, тем быстрее устаревают путеводители. Что
делать, наряду с оптическим окном во Вселенную физика пробила еще
несколько новых - космические лучи, рентгеновские лучи,
микрорадиоволны... В последние годы ожидается появление нейтринной
астрономии и ведется усердный поиск гравитационных волн. И тем не менее
именно в наши дни становится понятно непреходящее значение книг
французского астронома. Устаревает буквальный смысл его произведений, но
все более ценным становится их дух: демократизм, неистощимая
любознательность, точная образность, строгое следование научным фактам,
мягкий юмор, простота языка, эмоциональность рассказа...
Уже в 1929 году Я. И. Перельман, выпуская "Звездную книгу" Фламмариона,
оставил в ней без переработки лишь четвертую часть авторского текста,
однако в предисловии отметил, что "порядок расположения материала,
манера изложения и общий тон книги, несомненно, принадлежат Фламмариону".
Сказано точно и справедливо: "манера изложения и общий тон..." В
сущности, вся современная научно-популярная книга, порой сама того не
зная, подражает в манерах и тоне классическому образцу, созданному
поэтом-ученым. И в первую очередь должна быть названа среди эталонов,
вышедших из-под его пера, "Популярная астрономия".
Она была написана в 1880 году. И сразу же после выхода появилась на
русском языке в переводе Л. Вурцеля. Пожалуй, основное достоинство
переводчика - это расторопность. Варшавский коммерсант Вурцель сам
выбирал наиболее ходкие книги, сам переводил, сам издавал и даже
распространял. Впрочем, выражение "склад изданий у автора" довольно
часто встречалось в дореволюционные годы. "Популярная астрономия" быстро
разошлась, и вскоре потреовалось несколько дополнительных изданий. Книга
выходила также под названием "Живописная астромия". Менялись не только
заглавия, но и переводчики неизменным оставался только интерес
читателей. Пожалуй, самым удачным следует назвать перевод р Гальперина.
Именно он был выбран для советского издания 1939 года, для той самой
темно-голубой книги, которая полонила меня в далеком детстве.
К. Фламмарион. "Земля"
К' сожалению, текст книги в этом переводе подвергся
сильному сокращению. Поэтому приходится цитировать павленковское издание
(1897, пер. Е. Пред-теченского), сытинское (1908, пер. В. Готвальта),
сойкинское (1913, пер. Н. Двигубского) и другие. Кстати, "Популярная
астрономия" в переводе Р. Гальперина впервые вышла в 1902 году
бесплатным приложением к петербургскому еженедельному журналу
"Самообразование", редактируемому известным русским физиологом И. Р.
Тархановым.
Издание за изданием выпускались не только в России, но и по всему свету.
Книга имела фантастический успех. Достаточно сказать, что один из
популярнейших поэтов того времени Валерий Брюсов распродал сборник "Urbi
et Orbi", напечатанный в количестве 1200 экземпляров, примерно за пять
лет. А трехтысячный тираж "Живописной астрономии" разошелся за два года.
После выхода книги во всех странах стали возникать кружки любителей
астрономии и астрономические общества. Десятки тысяч людей словно
впервые увидели красоту звездного неба. В нашей стране образовался
старейший Нижегородский кружок любителей физики и астрономии.
Его секретарь Г. Г. Горяинов, чей путь в науку начинался с восторженного
чтения "Популярной астрономии", так отзывается о ней: "Эта книга
затмевает все остальные работы Фламмариона. Если кто хочет узнать и
понять этого величайшего поэта-астронома, тому достаточно прочесть
только эту : книгу; он ее никогда не забудет и почувствует, как I его
душе разгорается сильней та частица священного огня, которая была
похищена с неба Прометеем, книгу нельзя читать без глубочайшего
волнения, не мудрено, что она распространена в сотнях тысяч земпляров и
напечатана на всех языках мира. Она не имеет себе подобных по своей
распространенности и составила эпоху в истории астрономии".
Кстати, Камилл Фламмарион был избран в 1889 году почетным членом
Нижегородского кружка любителей физики и астрономии... Благодаря
волжских любителей астрономии за оказанную честь, Фламмарион писал им:
"Вся моя жизнь была посвящена прогрессу". В его словах была только малая
часть истины, так как главная заслуга Фламмариона в другом: он заставил
служить прогрессу множество своих читателей. Как ему это удавалось? В
"Популярной астрономии" Фламмарион приводит курьезный случай. Механик
Фердинанд Берту читал на заседании Академии скучнейший доклад. Один из
слушателей написал записку, передал ее соседу и удалился. Тот развернул
ее и обнаружил четверостишие:
Когда Берту наш начинает Свои труды нам излагать, Счастливым тот себя
считает, Кто может вовремя сбежать.
Посмеявшись, еще один академик покинул зал, пустив записку по рукам.
Вскоре в помещении остался лектор на трибуне да президент в президиуме.
Скучная книга так же обречена на провал, как и унылая лекция. Поэтому
писал ли Фламмарион или выступал перед самой разношерстной аудиторией,
он всегда умел уместной шуткой, тонким наблюдением или забавной историей
поддержать неослабевающий интерес к своему рассказу.