Для обеспечения нормальной работы двигателя и увеличения срока
его службы необходимо поддерживать температуру масла п уставовлеи-иых
заводом-изготовителем пределах. На автомобиле масло охлаждается в
специальном радиаторе или путем обдува масляного картера, зачастую
имеющего развитое оребрение, встречным потоком воздуха. В катерных
условиях масло следует охлаждать принудительно.
Иногда охлаждение масла в маломощных двигателях производится путем
напайки рубашки охлаждения на наружную поверхность картера двигателя.
Однако такая схема обеспечивает очень низкую стабильность охлаждения.
Дело в том, что около охлаждаемых стенок картера образуется слой
холодного вязкого масла, затрудняющий теплообмен. Особенно заметно
проявляется это явление при плавании на спокойной воде, так как на
волнении за счет перемешивания масла этот слой частично размывается.
Несколько лучший результат получается при размещении змеевика из медной
трубки с внутренним диаметром не менее 10 мм в районе заборной сетки
масляного насоса. В результате течения масла к насосу создается более
стабильный теплообмен, однако в связи с малой скоростью течения
необходимая наружная площадь трубок оказывается довольно большой - не
менее 50-60 см2 на 3 л. с. Поэтому более целесообразно устанавливать
отдельный водомасляный холодильник. В таких холодильниках масло
протекает внутри длинной трубки с достаточно большой скоростью, поэтому
внутренняя площадь трубок может быть значительно меньше.
В некоторых автомобильных двигателях применяется параллельное
подключение масляного радиатора, который охлаждает лишь часть всего
масла. В этом случае при охлаждении масла забортной водой его вязкость
возрастает и соответственно резко уменьшается поступление охлажденного
масла в картер двигателя. С другой стороны, из-за отсутствия обдува
двигателя воздухом увеличивается количество теплоты, отводимой маслом, в
связи с чем производительность всех систем с параллельным подключением
холодильника масла оказывается недостаточной. Поэтому масляный
холодильник включается последовательно с полнопроточным фильтром.
Однако условия работы такой схемы зависят от места расположения
перепускного редукционного клапана масляной системы. Если клапан
установлен До фильтра, а следовательно, и до холодильника (двигатели
ВАЗ, УМЗ), то за счет перепуска масла для неизношенных двигателей его
расход, а значит, а скорость движения в трубке уменьшается в 2- 2,5
раза. По мере износа двигателя расход через холодильник будет
увеличиваться, возрастет и эффективность работы холодильника. Если
клапан расположен после фильтра (двигатели ГАЗ-21, 24), то условия
охлаждения масла будут лучше, так как независимо от износа двигателя все
масло циркулирует через холодильник. Однако при запуске двигателя из-за
повышенного сопротивления холодильника давление масла после насоса может
повыситься до 8- 10 кгс/см2, что приведет к перегрузке детален насоса и
повреждению датчика давления. В этом случае перепускной клапан фильтра
необходимо перенести в проставку, чтобы при запуске масло от насоса
проходило прямо через перепускной клапан, минуя фильтр и холодильник.
Достоинством этой схемы является также ускоренный прогрев масла, в связи
с чем ее целесообразно использовать и для двигателей ВАЗ и
<М.осквич-412>.
Охлаждение масла в холодильнике может осуществляться как водой
внутреннего контура с температурой 70-90 °С, так и водой внешнего
контура с температурой 15-40 °С. Первый способ обеспечивает быстрый
прогрев масла, но для надежного его охлаждения требуется увеличение
площади теплообмена в 4-10 раз, что влечет за собой неоправданное
увеличение габаритов.
Компактный водомасляный холодильник для двигателя мощностью 70-100 л.
е., охлаждаемый забортной водой, показан на рис. 13. Он достаточно прост
в изготовлении и смонтирован в корпусе фильтра тонкой очистки двигателя
М-21 (ГАЗ-51, М-20). Масло прокачивается по змеевику, выполненному из
медной трубки с внутренним диаметром 10-12 мм. Для облегчения гибки
трубку нужно отжечь, нагрев до температуры красного каления и погрузив
затем в воду. Давление масла на непрогретом двигателе может достигать
4-5 кгс/см2, поэтому пайку трубок следует производить только твердым
припоем ПМЦ. Удобнее всего подсоединять масляный холодильник,
развальцевав трубки на ниппелях с коническими штуцерами, так как у
припаянных штуцеров из-за вибрации часто возникают усталостные трещины.
Внутреннюю площадь трубки выбирают из расчета 8-12 см2 на 1 л. с. для
двигателей, у которых все масло проходит через холодильник, и 16-20 см2
на 1 л. с. для двигателей с перепускным клапаном, расположенным до
холодильника. У двигателя ГАЗ-53 имеется специальная секция масляного
насоса для охлаждения, к выходу которой подключается холодильник.
Температура охлаждаемого масла регулируется изменением расхода
охлаждающей воды, проходящей через холодильник. Поскольку сливная пробка
картера двигателя обычно расположена в непосредственной близости от
днища катера, смена масла сопряжена с определенными трудностями.
Зачастую для слива масла применяют широкие и низкие металлические
поддоны, размещаемые под двигателем.