Общие сведения о реверсредукторах на катерах и лодках
Реверсредуктор предназначен, во-первых, для согласования
частоты вращения и момента, развиваемых двигателем, с частотой вращения
и моментом, необходимыми для работы движителя, с целью получения
максимально возможного пропульсивного КПД установки. Во-вторых, с
помощью реверсредуктора осуществляются задний ход и торможение катера.
В настоящее время разработано большое количество самых разнообразных
конструкций редукторов и реверсивно-разобщительных устройств, которые
подробно описаны в литературе [12, 13, 15). Большинство из них
представляет собой дифференциальные и планетарные механизмы с шестернями
постоянного зацепления. Управление ими осуществляется с помощью
тормозных и фрикционных муфт.
На рис. 14 даны схемы наиболее распространенных реверсредукторов. На
рис. 14, а показано устройство конического планетарного реверсивного
механизма с передаточным отношением на переднем и заднем ходу, равным
единице. Механизм работает следующим образом. При включении фрикционной
муфты 5 происходит замыкание всей системы, и блок шестерен 4 вместе с
корпусом сателлитов S вращается как одно целое. При выключении фрикциона
5 и .включении тормоза 2 корпус сателлитов останавливается, причем
вращение ведомого вала изменяется на обратное. Управление тормозом и
фрикционом производится с помощью системы рычагов I. Нейтральное
положение получается в том случае, когда тормоз и фркцион отпущены
одновременно. При этом корпус сателлитов вращается свободно, а ведомый
вал остается неподвижным из-за тормозящего действия сил трения в
сальниках, опоре винта и подшипниках гребного вала.
Рис. 14. Схемы редукторов
На схеме рис. 14, б приведено устройство механизма реверса с
цилиндрической планетарной передачей. Рабата механизма протекает
аналогично схеме на рве. 14, а, за исключением того, что на заднем ходу
передаточное отношение отличается от единицы.
На схеме рис. 14, в, изображен двухдисковый реверсредуктор, имеющий на
переднем и заднем ходу передаточные отношения, необходимые для получения
максимального КПД установки. Такой механизм наиболее полно удовлетворяет
требованиям, предъявляемым к катерным реверсредукторам. Кроме того,
редуктор понижает высоту линии вала, что благоприятно сказывается на
компоновке катера. Однако такие редукторы имеют и ряд серьезных
недостатков. Во-первых, устройство их сложно; они состоят из большого
количества деталей, требуют тщательного монтажа и регулировки дисков в
корпусе. (На рис. 14, в:/ - блок шестерен; 2 - рычаг управления; 3-
фрикцион переключения.) Кроме того, они тяжелы и имеют большие габариты.
В последнее время получил распространение угловой реверсредуктор
УРРП-22-1,5 (рис. 14, г), разработанный взамен редуктора со
скрещивающимися валами УРР-20 и отличающийся большими надежностью и
сроком службы. Реверсирование осуществляется каретками с торцевыми
зубьями. Для уравнивания частоты вращения валов используются
синхронизаторы (1 - блок шестерен, 2 - муфта переключения, 3 -
коническая передача).
В последующих параграфах рассмотрены конструкции реверсредукторов,
пригодных для единичного производства, простых и надежных в работе.
Недостаток их в том, что переключение с переднего хода на задний
возможно лишь на малой частоте вращения двигателя с использованием
штатного сцепления.