Основные сведения, необходимые
судоводителям-любителям для получения права управления маломерным судном
при плавании на внутренних водных путях и в прибрежных районах морей
21.01.2019 22:35
- дата обновления страницы
Пособие судоводителю-любителю, справочник 1988 года
ГлаваII. Устройство маломерных судов, их оборудование и снабжение
Судовые устройства и их назначение
Рулевое устройство (рис. 11) предназначено для управления судном во
время движения. Его составными частями являются руль, румпель, штуртрос
и штурвал.
Сам руль состоит из пера (металлической пластины определенной формы) и
баллера (стержня, к нижней части которого прикреплена пластина пера
руля). Руль крепится в кормовой части судна к транцу или ахтерштевню с
помощью рулевых петель либо подвешива-' ется на опорном подшипнике. В
последнем случае баллер проходит сквозь корпус в специальной трубе -
гельмпорте. Гельмпорт не позволяет воде проникать внутрь корпуса.
В зависимости от формы пера рули бывают простые ,(рис. 12),
полубалансирные и балансирные. На моторных судах чаще всего применяют
простые рули с подвешиванием на опорном подшипнике.
На верхний конец баллера насаживается рычаг для управления рулем,
называемый румпелем. Румпель может быть и в виде сектора. К свободному
концу румпеля присоедняют два конца "металлического каната (штуртроса),
который через направляющие .ролики подходит к барабану штурвала и
навертывается на него средней частью несколькими витками.
Если повернуть штурвал в какую-либо сторону, то один конец штуртроса
будет наматываться на барабан, а второй соответственно сматываться.
Наматывающийся на барабан конец штуртроса тянет за собою румпель и
отклоняет его на тот или иной борт. Поскольку перо руля при помощи
баллера соединяется с румпелем, то при отклонении последнего будет
отклоняться и перо руля (в сторону, противоположную той, в которую
отклонится румпель).
При проводке штуртроса от штурвала к румпелю надо обязательно следить за
тем, чтобы н< перепутать его концы. В противном случае может получиться
так, что судно будет уклоняться в сторону, противоположную вращению
штурвала.
Подвесным мотором управляют с помощью румпеля, являющегося составной
частью мотора. Поворот румпеля в ту или иную сторону вызывает поворот
судна, так как вместе с румпелем будет отклоняться и мотор. В румпеле
имеется ручка, вращением которой Регулируют подачу рабочей смеси из
карбюратора в цилиндры двигателя.
Рис. 12. Типы рулей: простой; б -
полубалансирный; в - балансирный
Рис. 13. Схема дистанционного управления
подвесным мотором
Для включения хода и реверса служит специальный рычаг. При длительном
плавании такое управление является утомительным и неудобным. Поэтому
судоводителям-любителям рекомендуется сделать рулевой привод, как
показано на рис. 13. Для осуществления дистанционного управления газом и
реверсом к рычагу реверса и к сектору управления газом крепят стальные
тросики, которые пропускают в спиральную проволочную оболочку или трубку
с небольшим зазором и выводят на пост управления судном.
Все выпускаемые моторы, как правило, имеют приспособления для
дистанционного управления. Такими приводами снабжаются суда промышленной
постройки.
При подвесных моторах повышенной мощности применение дистанционного
управления и рулевых устройств настоятельно рекомендуется в целях
безопасности.
Рулевое устройство при любых условиях плавания должно обеспечивать
надежное управление судном и приводиться в действие одним человеком. К
нему предъявляются следующие требования: угол перекладки должен
составлять не менее 35° от диаметральной плоскости судна на каждый борт;
штуртрос дистанционного управления при работе подвесного мотора должен
обеспечивать свободное откидывание мотора или каждого мотора в
отдельности при спаренной установке;
при прохождении штуртросов через водонепроницаемые переборки в последних
должны быть установлены уплотнительные сальники;
канат для штуртросовой проводки должен быть нераскручивающимся,
крестовой свивки, гибким;
судно должно поворачиваться в сторону вращения штурвального колеса. ч
Рулевое устройство признается годным к эксплуатации, если оно
обеспечивает устойчивость судна на курсе и хорошую маневренность при
плавании на различных режимах. При этом не должно быть никаких
повреждений или дефектов в рулевом приводе, штуртросе, валиковой
проводке, румпеле и т. п. Штурвал должен вращаться легко. В переходах
штуртроса через шкивы нельзя допускать острых углов, заеданий в шкивах и
трения между штуртросом и корпусом судна.
Запрещается использовать штуртросы с порванными каболками.
Все вращающиеся детали рулевого устройства необходимо своевременно
смазывать, обеспечивая их легкое вращение и перекладку руля. Сальниковые
уплотнения должны быть герметичны. Просачивание воды через них как на
ходу, так и на стоянке не допускается.
Нужно систематически осматривать рулевое устройство и проверять
состояние всех его частей. Особенно тщательно следует проводить осмотр
после касания судном грунта или удара рулем о подводные предметы.
Якорное устройство состоит из якоря с оборудованием и приспособлением
для его отдачи и,подъема. Основное назначение якоря - удерживать судно
На месте при стоянке его вдали от берега. Якорь соединяется с судном
якорным канатом. Рекомендуется иметь якорный канат длиной: для катеров -
не менее 50 м, моторных лодок - 25, гребных лодок- 15 м. %
В качестве якорного каната на маломерных судах можно применять стальные,
пеньковые, капроновые или нейлоновые канаты, а также цепи (на больших
катерах). Капроновые и нейлоновые канаты обладают рядом существенных
преимуществ: их прочность в 2,5-4 раза выше прочности пеньковых канатов;
они не подвержены коррозии и гниению; обладают хорошей эластичностью,
гибкостью и большим удлинением при растяжении.
Якорный канат на обоих концах должен иметь коуши, один - для крепления
через скобу к якорю, другой - для крепления через скобу к рыму (кольцу)
корпуса судна. Разрешается на маломерных судах крепить якорный канат за
кнехт или утку, но при этом его обязательно надо пропустить через
киповую планку. Хранить якорные канаты следует намотанными на вьюшку или
уложенными в бухты.
Типы якорей, применяемых на маломерных судах, показаны на рис. 14.
Если судно эксплуатируется в прибрежных участках морей, на нем
рекомендуется иметь плавучий якорь (рис. 15) любой конструкции.
Назначение плавучего якоря - уменьшать дрейф судна при стоянке на
больших глубинах.
Якорное устройство должно обеспечивать при любых условиях плавания
быструю отдачу и подъем якоря и надежную стоянку.
Рис. 14. Типы якорей: а - адмиралтейский; б -
кошка; в - якорь Матросова; г - якорь Холла; д - якорь-лемех; е -
якорь-кошка с шарнирными лапами (1 - муфта, скользящая по веретену,
стопорится в верхнем или нижнем положении и соответственно фиксирует
лапы в сложенном вдоль веретена или рабочем состоянии); ж- "Трайдент"
Рис. 15. Плавучий якорь: 1-якорный канат; 2-
растяжки; 3- плавучий буек; 4 - буйреп; 5-парусина (или заменяющий ее
плотный материал); 6 - жесткая распорка; 7-якорь (или иной груз)
Рис, 16. Приспособления для швартовки судна: а -
киехт крестовый двойной; б - кнехт крестовый одинарный; в- киповая
планка; г, д - утки; е- рым; ж - мягкий кранец
Швартовное устройство служит для швартовки (закрепления) судна к
берегу, причалу или к другим судам. Состоит оно из специальных
приспособлений, которые в зависимости от конструкции называются кнехтами
(рис. 16), утками, мушками или киповыми планками. Применяемые при этом
канаты называются швартовами. Швартов должен иметь на ходовом конце огон
(петлю), которым он крепится на берегу, причале или на другом судне, а
коренной конец крепится на своем судне навертыванием восьмерками на
кнехт или утку. Швартовное устройство должно быть прочно скреплено с
набором корпуса и должно обеспечивать надежное закрепление судна при
стоянке, сохранность канатов и безопасность выполнения работ, связанных
со швартовкой.
Запрещается крепление деталей швартовного устройства к обшивке корпуса,
а также использование швартовных кнехтов в качестве буксирных, если они
не приспособлены к этому по прочности и по способу крепления.