Судовые
устройства, рулевое, подруливающее, дополнительные средства управления,
якорное устройство, спасательные средства, грузовые устройства,
механизмы специального назначения
Судовые устройства служат для обеспечения необходимых
эксплуатационных и навигационных качеств судна.
К основным судовым устройствам, которыми оборудуют почти все суда,
независимо от их типа и назначения, относятся:
рулевое,
якорное,
швартовное,
кранцевое, шлюпочное,
грузовое,
буксирное,
леерное,
тентовое и др.
На некоторых судах специального назначения (лесовозах, контейнеровозах,
паромах, судах с горизонтальной грузообработкой, лихтеровозах,
промысловых, гидрографических, исследовательских судах, судах
технического флота) применяют дополнительные устройства, обеспечивающие
выполнение специальных задач. К ним относятся устройства для крепления
палубного леса, контейнеров, автомашин, вагонов, аппарельные и
промысловые устройства, устройства для спуска и подъема забортных
аппаратов (СПУ), подводного бурения, цементировки скважин, укладки
трубопроводов и подводного кабеля, устройства для очистки поверхности
моря, дноуглубительных работ, лядовые устройства (для откидывания и
закрывания днищевых дверей грунтоотвозных шаланд и саморазгружающихся
землесосом) и т.п.
Судовые устройства работают с помощью механизмов, называемых обычно
палубными, так как большинство из них находится на палубах. Привод этих
механизмов может быть электрическим, гидравлическим,
электрогидравлическим, паровым или дизельным.
Выбор типа привода зависит от эксплуатационных и конструктивных
особенностей, определяющих целесообразность применения того или иного
вида энергии; большую роль при этом играет принятый на судне тип
главного двигателя.