Судовые
устройства, рулевое, подруливающее, дополнительные средства управления,
якорное устройство, спасательные средства, грузовые устройства,
механизмы специального назначения
6.3. Специальные устройства судов с вертикальным
и горизонтальным способом грузообработки.
Судовые люковые закрытия предназначены для открывания и закрывания
грузовых люков во время погрузоразгрузочных операций на транспортных
судах. Необходимость увеличения грузооборота судов требует сокращения
времени на погрузоразгрузочные операции. Контейнеризация грузов приводит
к увеличению размеров грузовых люков, что, в свою очередь, делает
необходимым применение механизированных многосекционных люковых
закрытий. Известно большое число типов люковых закрытий, которые
превратились в специализированные устройства судов с вертикальным
способом грузообработки.
С появлением судов с горизонтальным способом грузообработки понятие
"люковое закрытие" значительно расширилось. К новым специальным
устройствам относятся различные кормовые и носовые закрытия, аппарели,
бортовые порты, внутренние аппарели и пандусы, подвесные платформы. Все
перечисленные устройства предназначены для открывания и закрывания не
только люков в палубах и твиндеках, но и проемов в переборках, бортах,
через которые грузы доставляются погрузчиками или самоходом. Применение
тех или иных видов устройств определяется уровнем оснащенности причалов,
видом груза, конструктивным типом судна, его назначением, компоновкой
помещений и т. п. Рассмотрим некоторые из указанных устройств.
Бортовые порты применяются на некоторых судах, швартующихся к причалу
бортом. Они могут использоваться в качестве основных средств проведения
грузовых операций (на судах-пакетовозах, автомобилевозах и некоторых
паромах), а также как дополнительные к аппарелям или к обычным грузовым
люкам. Конструкция бортовых портов и их размеры зависят от вида
перевозимых грузов, района эксплуатации судна и характера грузообработки.
Высота в свету изменяется от 1,8 до 5,8м, ширина - от 2 до 7,5м.
Наиболее простая конструкция бортового порта - вырез в бортовой обшивке
с водонепроницаемым закрытием, навешенным на петлях и открывающимся
наружу. Механизмы закрытия бортовых портов снабжаются различными
устройствами для герметичного задраивания и могут управляться
дистанционно. Грузовые операции через бортовые порты чаще всего
осуществляют вилочными погрузчиками, из которых часть работает на
причале, а часть - в грузовых помещениях судна.
Рис 15. Аппарель: а - совпадающая с ДП; б
- угловая; в - полуповоротная; г - поворотная
Аппарель - это составная платформа, предназначенная для въезда
различных машин самостоятельно или с помощью специальных тягачей с
берега на одну из палуб судна и съезда обратно. Одним концом (ведущей
секцией) она закреплена на судне, а другим (концевой секцией) опирается
в рабочем положении на причал или берег. В походном положении аппарель
почти вертикальна. По месту установки на судне аппарели могут быть
кормовыми и носовыми; по конструкции - одно- и трех-секционными (средняя
секция называется ведомой); по ориентации относительно ДП - совпадающими
с ней (продольная ось аппарели в рабочем положении находится в ДП судна)
и угловыми (продольная ось - под углом к ДП); поворотными и
полуповоротными (рис.15).
Кормовые аппарели позволяют производить грузообработку в портах с
необорудованными пирсами. По этим аппарелям допускается проезд колесной
техники массой до 120 т, при этом нагрузка на пирс от аппарели с
погрузчиком не превышает 2 т/м2. Это достигается большой площадью
опорного основания и поддержанием аппарели на тросах во время
производства грузовых операций. Вследствие того что эти аппарели имеют
трех-секционную конструкцию, их можно устанавливать на пирс, лежащий как
ниже, так и выше грузовой палубы, на которой они расположены. Размещение
аппарели под углом к ДП судна позволяет производить грузообработку судов
при швартовке их бортом и обеспечивает удобный проезд погрузчиков без
разворачивания на судне в месте выезда.
Носовые закрытия и аппарели находят применение, как правило, на больших
судах и паромах. На последних они необходимы даже при наличии кормовых
закрытий для обеспечения грузовых операций с колесной техникой без ее
разворота в грузовом пространстве судна или движения задним ходом, т. е.
для осуществления грузовых операций по принципу "прямого потока",
сокращающему время стоянки парома у причала и позволяющему рационально
использовать площадь грузовой палубы. Носовое закрытие чаще всего
представляет собой откидывающуюся вверх на шарнирах с помощью
гидравлических цилиндров секцию верхней части форштевня с обшивкой, за
которой располагаются аппарель и водонепроницаемое закрытие в таранной
переборке.
Рис 16. Схема судна с горизонтальным способом грузообработки.
Подвесные платформы служат в основном для перевозки легковых автомобилей
и увеличивают полезный объем внутренних помещений судов. При погрузке
платформа располагается на уровне, необходимом для помещения той или
иной колесной техники.
Подъемные платформы могут применяться на судах как с горизонтальным, так
и с вертикальным способом грузообработки, а также на комбинированных
судах. На рисунке 16 изображена схема судна с горизонтальным способом
грузообработки.