Судовые
устройства, рулевое, подруливающее, дополнительные средства управления,
якорное устройство, спасательные средства, грузовые устройства,
механизмы специального назначения
Грузовые устройства предназначены для выполнения
погрузочно-разгрузочных работ судовыми средствами.
В состав грузовых устройств на сухогрузных судах входят грузовые стрелы
или краны, закрытия грузовых люков и средства внутритрюмной механизации.
На судах типа "ро-ро" к грузовым устройствам относят погрузочные лифты,
аппарели (внутренние и забортные - рампы); на лихтеровозах - катучие
козловые краны. На наливных судах роль грузовых устройств выполняют
насосы и трубопроводы, с помощью которых погружают и выгружают жидкий
груз. На судах, перевозящих сыпучие грузы, древесную щепу и т.п., в
состав грузовых устройств входят: ленточные транспортеры,
пневмопогрузчики и другие специальные устройства.
На пассажирских судах к числу грузовых устройств могут быть отнесены
всевозможные лифты, а также устройства для погрузки на судно автомашин,
багажа и провизии.
5.1. Грузовые стрелы и краны
Грузовые стрелы бывают легкие, грузоподъемностью 1, 3, 5, реже 8-10т,
и тяжеловесные - грузоподъемностью более 10т. Грузоподъемность
тяжеловесных стрел может достигать 200-300т, однако наиболее
распространенными являются тяжеловесные стрелы на 40-60т. Грузовые
стрелы устанавливают на мачтах или грузовых колоннах.
Легкая грузовая стрела (рис.13) состоит из длинного металлического
(реже, деревянного) стержня трубчатой или ажурной конструкции, один
конец которого - шпор - шарнирно связан с мачтой, грузовой колонной или
самостоятельным фундаментом вблизи мачты, а второй конец - нок -
поддерживается снастью, называемой топенантом. Благодаря шарниру стрела
может поворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Это
достигается изменением длины топенанта, который выбирают или стравливают
либо с помощью турачки грузовой лебедки, либо специальной топенантной
лебедки. При отсутствии специальных лебедок топенант в нужном положении
стопорят с помощью цепного стопора с треугольным звеном, который
накидывают на рым или обух палубы.
Перемещение груза осуществляют с помощью стального троса шкентеля,
который наматывают на барабан грузовой лебедки. Грузовые лебедки бывают
электрические, электрогидравлические и, реже, паровые. Тяговое усилие
грузовых легких лебедок от 15 до 50кН (от 1,5 до 5тс), тяжеловесных- до
100кН (10тс).
Длина грузовой стрелы, а также длина шкентеля должна обеспечивать подъем
и опускание груза из любой точки грузового трюма (в просвете люка), а
также с расстояния не менее 2 м от борта судна на пирсе (это расстояние
называют минимальным вылетом стрелы). Вылет тяжеловесных стрел должен
составлять не менее 4 м.
В отличие от легких тяжеловесные стрелы опираются своим шпором не на
мачту, а на специальный фундамент, установленный около нее. У
тяжеловесных стрел грузоподъемностью более 20 т применяют врезной шкив в
районе нока, через который проводят ходовой конец грузового шкентеля,
направленного через канифас - блок у салинга мачты к барабану грузовой
лебедки. Работают тяжеловесные стрелы либо поодиночке (но с переменным
вылетом), либо вместе с патентованными конструкциями с двойным
топенантом. Тяжеловесную стрелу при одиночной работе обслуживают четыре
лебедки (грузовой шкентель, топенант и две оттяжки), причем для этого
зачастую используют те же грузовые лебедки, что и для легких стрел.
Поэтому грузовой шкентель и топенант тяжеловесов работают через
многошкивные тали (пяти-, шестикратные), называемые гинями.
Тяжеловесная грузовая стрела обычно работает на оба борта, обслуживая
при этом только один грузовой трюм, над которым она установлена. Если
нужно обслужить соседний трюм, то стрелу переставляют. Чтобы исключить
эту трудоемкую и длительную операцию, применяют систему с перекидным
тяжеловесом (грузовое устройство системы Штюлькен), состоящую из двух
вертикальных или слегка наклоненных к ДП массивных грузовых колонн,
каждая из которых оканчивается вверху вращающейся головкой с блоками для
топенанта. Тяжеловесную стрелу устанавливают между этими колоннами и с
помощью топенантов перекидывают на любой из смежных трюмов, между
которыми находится грузовое устройство.
Грузовые краны являются более сложным и дорогостоящим грузоподъемным
средством, чем стрелы; к тому же они менее надежны при работе в условиях
волнения и крена, но зато позволяют быстрее проводить
погрузочно-разгрузочные работы, так как могут поднимать и укладывать
груз в любое место в просветах люка без дополнительного горизонтального
перемещения. Опыт показывает, что производительность кранов в среднем на
20 % превышает производительность стрел.
Судовой грузовой кран состоит из колонны со стрелой, обычно ажурной
конструкции, поворотной площадки с подъемно-поворотным механизмом и
постом управления баллера, являющегося основой крана для закрепления его
на корпусе судна (баллер иногда проходит сквозь верхнюю палубу до
нижележащей палубы). Для изменения длины топенанта, обеспечивающего
перемещение стрелы в вертикальной плоскости, т. е. изменения вылета
стрелы, используют специальную лебедку. Другая лебедка предназначена для
обслуживания грузового шкентеля подъем - опускание груза). Поворот
площадки крана с мачтой и стрелой вокруг вертикальной оси - перемещение
груза в горизонтальной плоскости - осуществляется механизмом поворота,
который состоит из неподвижного зубчатого венца и находящейся с ним в
зацеплении зубчатой шестерни, вращаемой от двигателя (он установлен на
площадке крана). В зависимости от типа приводных механизмов различают
электрические, гидравлические и электрогидравлические краны. Последние,
благодаря исключительной маневренности, получили наибольшее
распространение. К недостаткам судовых грузовых кранов следует отнести
большую массу, высокую стоимость, невозможность производить работы при
углах крена свыше 5-8°, ограниченную грузоподъемность (3-5, реже
7,5-8т). Для увеличения грузоподъемности применяют сдвоенные грузовые
краны - два отдельных крана грузоподъемностью по 5 т, стоящие на общей
поворотной платформе. Каждый кран может работать как отдельно, так и
совместно, поднимая в этом случае груз массой 10 т (при этом платформа
поворачивается вместе с обоими кранами, поднявшими груз). Возможна
работа двух кранов спарено, при этом сокращается цикл грузовых операций,
но масса поднимаемого груза ограничена до 3 т.