Основные сведения, необходимые
судоводителям-любителям для получения права управления маломерным судном
при плавании на внутренних водных путях и в прибрежных районах морей
26.04.2019 19:53
- дата обновления страницы
Пособие судоводителю-любителю, справочник 1988 года
Глава VI. Знаки навигационного оборудования внутренних водных путей
20. Навигационные огни. Плавучие знаки
Знаки навигационного оборудования на внутренних водных путях служат
для обозначения границ, направления и глубины судового хода, а также для
ограждения препятствий и сооружений, расположенных в пределах судового
хода или близко от него. Эти знаки дают судоводителям возможность
ориентироваться и безопасно водить суда в любое время суток.
По характеру действия знаки навигационного оборудования внутренних
водных путей могут быть светящими и несветящими. Светящие применяются на
участках, где происходит круглосуточное движение судов. С наступлением
темноты на таких знаках зажигаются огни, по которым судоводители
ориентируются.
Навигационные огни характеризуются цветом и характером огня -
чередованием вспышек (проблесков) и пауз (затемнений). Они могут быть
точечными, наблюдаемыми как светящаяся точка, и линейными, которые
наблюдаются как светящаяся линия.
Постоянным огнем считается такой огонь, сила света которого не меняется
во времени (для неподвижного по отношению к огню наблюдателя).
Проблесковый (однопроблесковый) -это такой огонь, длительность вспышки
которого за период заметно меньше длительности паузы.
Двухпроблесковый огонь имеет две быстрочередующиеся вспышки за период,
полная длительность которых заметно меньше длительности паузы.
Частопроблесковый огонь состоит из быстрых чередований вспышек при
длительности периода не больше одной секунды.
Группочастопроблесковый огонь состоит из групп быстро чередующихся
вспышек (3-7 проблесков в группе). Длительность группы вспышек меньше
длительности пауз.
Пульсирующий огонь представляет собой непрерывную последовательность
вспышек импульсной лампы, следующих друг за другом с частотой 8-10 Гц,
т. е. по 8-10 вспышек в одну секунду. Такой огонь воспринимается
судоводителем как огонь переменной яркости - пульсирующий.
Прерывистый пульсирующий огонь, как и обычный проблесковый, имеет
длительность свечения заметно меньше длительности паузы.
Затмевающийся огонь имеет длительность вспышки значительно больше
длительности паузы.
Принятые условные обозначения характера (режима) навигационных огней
показаны на рис. 28.
Пульсирующие огни могут применяться в районе крупных рейдов и населенных
пунктов, где обычно постоянные и проблесковые белые и цветные огни
трудно отличить от посторонних береговых и судовых огней. Непрерывный
пульсирующий огонь может применяться во всех случаях вместо обычного
постоянного, а прерывистый пульсирующий - вместо проблескового.
Все знаки навигационного оборудования внутренних водных путей
окрашиваются обычно масляными или эмалевыми красками. В некоторых
случаях применяются эмали дневного свечения.
Плавучие навигационные знаки (см. приложение II) служат для обозначения
границ и положения судового хода, а также для ограждения различных
подводных препятствий (камней, затонувших предметов, отмелей и т. п.).
На внутренних водных путях СССР плавучие знаки расставляются по
латеральной системе (указывается правая и левая сторона судового хода).
Названия плавучих знаков зависит от их назначения.
Кромочные знаки, ограждающие опасности у левого берега или левую кромку
судового хода, имеют вид сужающихся кверху конусов (треугольный силуэт)
и окрашиваются в белый цвет, а опасности правого берега или правую
кромку - в красный. Для лучшего отличия от белого знака красный знак
имеет прямоугольную или круглую (шаровую) форму. (До 1990 г. допускается
применение на правой кромке судового хода знаков с треугольным
силуэтом).
На озерах, озерно-речных и озерных участках водохранилищ левая кромка
судового хода может ограждаться конусными знаками черного цвета.
Ночью на кромочных знаках правого берега (красных) зажигаются красные
огни, на знаках левого берега - белые. В местах большого скопления
огней, например в границах городов, на белых знаках могут применяться
зеленые огни. Режим горения огней на кромочных знаках может быть
постоянным или проблесковым. Допускается применение проблесковых огней
на знаках одной кромки и постоянных - на знаках другой, если это
необходимо по условиям судоходства.
Рис. 28. Условные обозначения характера (режима)
навигационных огней
Во время движения судна по течению крупные судна оставляют красные
кромочные знаки справа по ходу, двигаясь против течения - слева; белые
кромочные знаки - наоборот. Поскольку Маломерным судам движение в
пределах судового хода, как правило, запрещено, то они обязаны при
движении оставлять кромочные знаки со стороны своего левого борта.
Свальный знак ставят в тех местах реки, где есть неровное свальное
течение (на перекатах, перевалах, у железнодорожных и наплавных мостов и
т. д.). Устанавливаются такие знаки выше по течению на кромке судового
хода, противоположной свалу. Они как бы предупреждают судоводителя:
<Придерживайся ближе ко мне!> Свальный знак левого берега (левой кромки)
имеет вид конуса, вершина его окрашена в белый цвет, а основание - в
черный. Свальный знак правого берега (правой кромки) имеет форму
цилиндра, верхняя половина которого окрашена в красный цвет, нижняя - в
белый (обычные краски и эмали) или в черный (эмаль дневного свечения). В
темное время суток свальные знаки освещаются группочастопроблесковыми
огнями: на левой стороне судового хода - зеленого цвета, на правой -
красного.
Поворотный знак устанавливается для обозначения крутого поворота
судового хода на участках реки с ограниченным обзором. Устройство и
окраска поворотных знаков такие же, как и у кромочных, с той лишь
разницей, что посредине наносится горизонтальная полоса: черная - на
белом знаке и белая - на красном, Если красный знак окрашен эмалью
дневного свечения, то полоса на нем будет черная. При окраске левого
поворотного знака в черный цвет полоса делается белой. Цвет огней в
ночное время на поворотных знаках, как и на кромочных, но режим горения
частопроблесковый.
Знаки опасности обозначают особо опасные места у кромок судового хода
(затопленные сооружения, оголовки дамб и др.). Они устанавливаются за
кромочными знаками, непосредственно на месте опасности. На них наносится
крестообразный черный знак (или белый - у красного знака, окрашенного
обычными красками и эмалями). В темное время суток знак опасности у
левой кромки судового хода освещается зеленым двухпроблесковым огнем, у
правой кромки - красным двухпроблесковым.
Разделительный знак устанавливается в местах разветвления судового хода
или на отдельных препятствиях, когда проход судов возможен по обе
стороны знака. Он имеет вид конуса, выкрашенного чередующимися
вертикальными полосами черно-красного цвета. Допускается вместо
разделительного знака устанавливать рядом два кромочных (белый и
красный). В темное время суток разделительный знак освещается двумя
проблесковыми огнями: белым и красным или зеленым и красным.
Осевой знак применяется на водохранилищах в тех случаях, когда ширина
судоходной трассы превышает проектную не менее чем в 2 раза.
Окрашиваются осевые знаки двумя черными и тремя белыми, равными по
ширине, чередующимися горизонтальными полосами.
Поворотно-осевые знаки устанавливаются на водохранилищах в тех местах,
где судоходная трасса меняет свое направление. Они окрашиваются двумя
черными и тремя красными, равными по ширине, чередующимися
горизонтальными полосами.
Ночью осевые знаки освещаются белым двухпроблесковым огнем, а
поворотно-осевые - белым группочастопроблесковым.
При осевой системе расстановки плавучих навигационных знаков суда должны
оставлять осевые и поворотно-осевые знаки со своей левой стороны.
Речные вехи применяются вместо плавучих знаков главным образом на малых
мелководных реках, где плавание судов происходит только днем. Веха
правого берега представляет собой окрашенный в красный цвет деревянный
шест, на вершине которого укреплена шарообразная черная фигура. Веха
левого берега - шест, окрашенный в белый цвет.
Осевая и поворотноосевая вехи, применяемые на водохранилищах, имеют
окраску, соответствующую окраске того знака, который они заменяют. На
вершинах их устанавливаются шарообразные черные фигуры.