Основные сведения, необходимые
судоводителям-любителям для получения права управления маломерным судном
при плавании на внутренних водных путях и в прибрежных районах морей
27.04.2019 18:05
- дата обновления страницы
Пособие судоводителю-любителю, справочник 1988 года
При крене, вызванном неправильным размещением груза и людей, моторное
судно будет уклоняться в сторону, противоположную крену. Это объясняется
тем, что скуловые образования носовой части корпуса будут испытывать
неодинаковое сопротивление встречного потока воды. Скорость судна по
этой причине может значительно уменьшиться, а управляемость -
ухудшиться.
Наиболее целесообразно в этом случае принять меры по правильному
размещению груза и людей, чтобы устранить крен и создать нормальные
условия для плавания. Если по каким-либо причинам этого сделать нельзя,
то, чтобы удержать судно на нужном курсе, следует постоянно держать руль
под некоторым углом в ту сторону, в которую накренено судно.
При небольшом дифференте на корму поворотливость судов улучшается, но
устойчивость на курсе становится хуже. Если дифферент на корму сделать
большим, то к тому ж< заметно снизится и скорость хода. Причина этого
заключается в том, что при большом углублении кормы линия гребного вала
составит с поверхностью воды значительный угол, часть упора гребного
винта станет расходоваться на то, чтобы приподнять судно вверх, а
глубоко сидящая корма будет испытывать повышенное сопротивление при
отклонении под действием перекладки руля.
Особенно ухудшается управляемость и снижается скорость хода при
дифференте на нос. В связи с увеличением осадки носа судна в этом случае
возникает дополнительное сопротивление воды, которое тормозит движение и
препятствует отклонению носовой части судна в требуемую сторону.
Влияние крена и дифферента на управляемость и скорость хода у каждого
судна различны, поэтому степень и характер их нужно установить
практическим путем.
При движении судна в спокойной воде, чтобы привести его к намеченному
месту, водителю следует выбрать ориентир и вести судно прямо на него.
Если же на участке плавания имеется течение и судно движется под углом к
нему, то оно постоянно будет сноситься в сторону от нужного курса. Чем
больше скорость течения и угол, под которым оно направлено к
диаметральной плоскости судна, тем больше будет снос.
В этом случае, чтобы привести судно к намеченному месту, водитель должен
выбирать курс с учетом сноса. Так, например, пересекая реку, следует
заранее наметить ориентир, расположенный по отношению направления
течения выше того места, к которому нужно привести судно, и держать курс
на него.
Если ориентир выбран правильно, то, дойдя до противоположного берега,
судно под действием сноса окажется как раз у необходимого места. Если же
поправку на снос течением не сделать.
то судно может оказаться значительно ниже того места, куда нужно было
подойти.
Влияние ветра на судно зависит от его силы и направления относительно
диаметральной плоскости судна, а также от конструктивных особенностей
судна (площадь парусности, осадки и дифферента ).
Встречный и попутный ветры оказывают влияние только на скорость судна
(уменьшают или увеличивают ее). Если же ветер направлен под углом к
диаметральной плоскости судна,- то он так же, как и течение, будет
отклонять судно от намеченного курса. Такое отклонение под влиянием
ветра называется дрейфом. Особенно сильное влияние оказывает боковой
ветер, дующий на судно под прямым углом. Борт, на который дует ветер,
называется наветренным, а противоположный борт-подветренным.
Площадь проекции надстройки и надводного борта называется площадью
парусности судна, а центр этой площади - центром парусности. Чем больше
площадь парусности, тем сильнее судно будет испытывать влияние ветра.
Поэтому порожние суда дрейфуют сильнее, чем груженые.
Если ветер оказывает большее влияние на носовую часть, то, чтобы
удержать судно на курсе, надо переложить руль в сторону наветренного
борта. Когда под влиянием ветра уклоняется кормовая часть, руль следует
перекладывать по ветру.