Основные сведения, необходимые
судоводителям-любителям для получения права управления маломерным судном
при плавании на внутренних водных путях и в прибрежных районах морей
30.04.2019 18:51
- дата обновления страницы
Пособие судоводителю-любителю, справочник 1988 года
Правильная эксплуатация моторных судов и систематический уход за ними
- надежная гарантия сохранения их прочности и удлинения срока службы.
Практикой доказано, что при плохом содержании даже самые хорошие корпуса
моторных судов приходят в негодность буквально через несколько лет, в то
время как при постоянном и правильном уходе они сохраняются
десятилетиями.
В связи с тем что всякое судно эксплуатируется постоянно в условиях
повышенной влажности, необходимо регулярно удалять накопившуюся в
корпусе воду, проветривать места, где может образоваться сырость,
очищать корпус снаружи и внутри от загрязнения. Особое внимание должно
быть уделено содержанию набора корпуса и обшивки, так как они являются
основами судна, обеспечивающими его прочность и долговечность.
Влажность, как известно, является основной причиной гниения дерева и
поражения металла коррозией.
Чтобы предупредить эти отрицательные явления, корпуса судов
обязательно окрашиваются, а деревянные, кроме того, предварительно
пропитываются защитными составами.
Надежными антисептиками, защищающими дерево от гниения, являются
растительные и минеральные масла, древесные и каменноугольные смолы и
также битумы с растворителями. Пропитанная этими составами древесина не
портится и не разрушается.
Древесину, пропитанную растительными маслами, льняной, конопляной или
соевой олифой, тунговым маслом, можно красить любыми красками. Если же
дерево пропитано смолой, то красить его нельзя. Смола будет впитываться
в краску, краска станет буреть и изменит цвет. Окончательную отделку
обшивки, пропитанной смолой, можно делать тоже только смолой, такой,
например, как древесная смола <искрянка>, или <икрянка>. Пропитанная ею
обшивка будет иметь приятный светло-коричневый цвет. Если в смолу
добавить расплавленную канифоль, то получится канифольно-смоляной лак.
Покрытая второй раз таким лаком поверхность приобретает вид
лакированной, не пачкает и устойчива в жаркую погоду.
Пропитанная горячим трансформаторным или другим минеральным маслом
обшивка окраске не поддается. Ее следует просто выдержать до полного
впитывания масла в поры древесины, а затем насухо протереть ветошью. По
мере механического износа обшивку надо периодически пропитывать тем же
маслом. Декоративный вид обшивки корпуса, пропитанной минеральным
маслом, лучше, чем просмоленной (черной).
Обшивку из сосновой и еловой древесины следует пропитывать разогретой
смолой. Древесина при этом пропитывается на глубину 1,5-2 мм и надежно
предохраняется от намокания. Последующий слой наносят древесным дегтем
или пеком, растворенным в древесной смоле.
Независимо от породы древесины можно смолить обшивку каменноугольной
смолой, битумом, асфальтом или пеком, разведенными каменноугольным
сольвентом. В этом случае древесина пропитывается на меньшую глубину
(0,5-1 мм), но такая пропитка достаточно консервирует древесину, не
портит ее и не разрушает.
Можно также применять в качестве антисептиков минеральные лаки (кузбасслак
и битумный), но в этом случае рекомендуется добавлять в них 8-10% (по
массе) алюминиевой пудры. Поверхность при этом приобретает серебристый
цвет, что не только улучшает ее внешний вид, но и предохраняет
минеральные смолы от преждевременного старения под действием солнечных
лучей.
В практике маломерного судостроения довольно часто применяют оклейку
деревянных корпусов стеклопластиком или обычной бязью. Для оклейки бязью
рекомендуются лаки: пентафталевый № I70A; глифталевый любых марок;
бакелитовые лаки марок А и Б; лак ХС-76, лаки 6с, 6т, 4с, 4т. Применять
для оклейки бязью каменноугольные и смоляные битумные
лаки (черного цвета) не следует. Они пропитывают бязь и изменяют цвет
последующей окраски.
Оклейка стеклотканью производится на полиэфирных смола* различных марок
или на эпоксидной смоле. При этом надо учитывать, что деревянный набор и
обшивка, оклеенные с обеих сторон, намокают через торцы, а так как влага
в таких условиях почти не испаряется, то двусторонняя оклейка приносит
вред. Для повышения водостойкости в таких случаях всю древесну внутри
Kopnyfca следует пропитать горячей олифой (или этинолевым лаком), затем
окрасить масляной краской или же глифталевыми или пентафта-левыми
эмалями. Эти материалы более водостойки, чем обычные масляные краски.
Наружную поверхность, оклеенную пластиком, следует выровнять эпоксидной
шпаклевкой, окрасить эпоксидными эмалями марки ЭП-51 и затем покрыть
эпоксидным лаком или жидко разведенным эпоксидным клеем. Такая отделка
придает смачиваемой поверхности глянцевитость, что обеспечивает меньшее
сопротивление трения при движении судна.