Основные неисправности блока цилиндров
и кривошипно-шатунного механизма
Основные неисправности блока цилиндров и кривошипно-шатунного
механизма проявляются различными стуками, течами охлаждающей
жидкости и масла, падением мощности и компрессии в цилиндрах.
Если повышенную шумность или какие-либо стуки в двигателе обнаружить
сравнительно нетрудно, то определить конкретное место стука в
сопряженных деталях могут лишь опытные механики, имеющие
определенные навыки в распознавании таких дефектов. На слух могут
быть выявлены увеличенные зазоры в сопряжениях различных деталей,
случайные поломки и ослабления креплений отдельных узлов и деталей.
Течь охлаждающей жидкости и масла может быть обнаружена визуально
или по изменению теплового режима работы двигателя.
Устранение неисправностей кривошипно-шатунного механизма в
большинстве случаев связано с проведением сложных разборок и снятием
двигателя с автомобиля. Поэтому при их возникновении рекомендуется
обращаться на станции технического обслуживания автомобилей, где
опытные специалисты определят причину дефекта и устранят его.
Стук в коренных подшипниках коленчатого вала проявляется в виде
металлического стука низкого тона, хорошо прослушиваемого в нижней
части блока цилиндров при резком открытии дроссельной заслонки на
холостом ходу.
Увеличенный осевой зазор коленчатого вала сопровождается более
резким с неравномерными промежутками стуком при плавном увеличении
или уменьшении частоты вращения. Причины стука и способы его
устранения: слишком раннее зажигание. Отрегулировать установку
начального момента зажигания. См. разд. "Система зажигания";
пониженное давление масла. См. разд. "Основные неисправности системы
смазки";
ослаблено крепление маховика. Затянуть болты рекомендуемым моментом
(см. табл. 18);
увеличенный зазор в коренных подшипниках. Проверить и, если
потребуется, перешлифовать шейки вала на ближайший ремонтный размер
и заменить вкладыши;
увеличенный зазор между опорными полукольцами и коленчатым валом.
Проверить на неработающем двигателе свободное осевое перемещение
коленчатого вала, нажимая и отпуская педаль сцепления. Перемещение
вала должно быть в пределах 0,55...0,265 мм. Если оно больше, то
заменить упорные полукольца другими - увеличенной толщины;
работа на масле несоответствующей марки. Заменить масло на
рекомендуемое.
Стук шатунных подшипников более звонкий, чем коренных. Хорошо
прослушивается в средней зоне блока цилиндров при резком открытии
дроссельной заслонки и пропадает при поочередном отключении свечей
зажигания. Причины стука и способы его устранения: недостаточное
давление масла. См. разд. "Основные неисправности системы смазки";
работа на масле несоответствующей марки. Заменить масло на
рекомендуемое;
увеличенный зазор в шатунных подшипниках. Проверить и при
необходимости перешлифовать шейки вала на ближайший ремонтный размер
и заменить вкладыши;
непараллельность осей верхней и нижней
головок шатуна. Разобрать двигатель, проверить и восстановить
параллельность осей.
Стук поршней приглушенный незвонкий. Прослушивается на малой частоте
вращения в верхней зоне блока цилиндров. Стук снижается по мере
прогрева двигателя. При значительном износе стук при прогреве
двигателя не исчезает. Причины стука и способы его устранения:
увеличенный зазор между поршнем и цилиндром. При неизношенном
цилиндре и кольцах заменить поршень. При заметных износах
прошлифовать цилиндры на ближайший ремонтный размер и заменить
поршни с кольцами;
увеличенный зазор между поршневыми кольцами и канавками в поршне.
Проверить зазоры и заменить кольца, а при больших зазорах заменить
поршни с кольцами.
Пониженная компрессия в цилиндрах. На технически исправном двигателе
компрессия должна быть не менее 1 МПа (10 кгс/см2). Пониженная
компрессия сопровождается уменьшением мощности двигателя и, как
следствие, ухудшением приемистости автомобиля. Причин здесь может
быть несколько: неисправность механизма газораспределения,
повреждение прокладки головки блока цилиндров, ослабление крепления
головки блока цилиндров и др. Причины рассмотрены в соответствующих
разделах. Применительно к кривошипно-шатунному механизму дефект
связан с плохим прилеганием поршневых колец к стенкам цилиндра,
повышенными зазорами между поршневыми кольцами и канавками в поршне,
большим износом поршней и колец или поломкой и залипанием поршневых
колец в канавках. Определить это можно так. В цилиндр с пониженной
компрессией залить 20...25 см3 моторного масла и снова замерить
компрессию. Если показания компрессометра по сравнению с
первоначальными будут выше, осмотреть цилиндры, поршни и кольца и
произвести соответствующий ремонт путем замены деталей или расточить
цилиндры на ближайший ремонтный размер и заменить поршни и кольца на
детали ремонтных размеров.
Попадание масла в охлаждающую жидкость. Отмечаются наличие масляной
пленки в расширительном бачке системы охлаждения и заметное
уменьшение уровня масла в масляном картере.
Для проверки герметичности масляных каналов в блоке цилиндров снять
головку блока цилиндров, предварительно слив охлаждающую жидкость,
заполнить рубашку охлаждения блока водой и подать сжатый воздух в
вертикальный масляный канал блока цилиндров. При появлении пузырьков
воздуха в рубашке охлаждения блок заменить.
Если масляные каналы в блоке окажутся герметичными, то проверить
герметичность масляных каналов в головке цилиндров (см. разд.
"Основные неисправности головки цилиндров и механизма
газораспределения").
Попадание охлаждающей жидкости в систему смазки. При этом
наблюдаются заметное понижение уровня охлаждающей жидкости в
расширительном бачке системы охлаждения и изменение цвета масла.
Причиной может быть наличие раковин, рыхлот и трещин в рубашке блока
цилиндров. Для проверки разобрать двигатель, заглушить все отверстия
рубашки блока цилиндров, подать в рубашку сжатый воздух при
погруженном в ванну с водой блоке цилиндров. По появлению пузырьков
воздуха установить место течи. Если же травления воздуха не
наблюдается, проверить герметичность головки цилиндров (см. разд.
"Основные неисправности головки цилиндров и механизма
газораспределения").