Механизм
переключения передач автомобилей АЗЛК-2141 и -21412
Состоит из переключателя передач 34 (см. рис. 78), трех штоков
45, 46 и 47 с неподвижно закрепленными на них вилками переключения
передач, подпружиненных плунжеров 25 и 30 и механизма блокировки 31
заднего хода при выключении 5-й передачи.
Переключатель передач 34, расположенный в хвостовой части крышки
коробки передач, совершает угловые (при избирании передач) и осевые
(при включении передач) перемещения, при этом цилиндрическая
штоковая часть переключателя свободно скользит вдоль своей оси в
металлокерамических направляющих втулках 16. На выходе из крышки
переключатель уплотняется резиновым кольцом 22 и гофрированным
защитным чехлом 21. При избирании 1-й и 2-й передач переключатель
утапливает один из подпружиненных плунжеров, а при избирании 5-й
передачи и заднего хода - другой. При выключении передач плунжеры
возвращают переключатель в нейтральное положение.
На штоках переключения передач резьбовыми фиксаторами 9 с коническим
концом крепятся вилки переключения передач. На первом штоке 45 -
вилка 1-й и 2-й передач, на втором 46 - вилка 3-й и 4-й передач, а
на третьем 47 - две вилки: 5-й передачи и заднего хода. Положение
штоков фиксируется шариками фиксаторов 40, а одновременное их
перемещение в осевом направлении предотвращается замковым механизмом
11, 48.
При необходимости включения одной из передач носок переключателя
входит в прорезь штока вилки соответствующей передачи (или в прорезь
поводковой части вилки 5-й передачи 35) и перемещает его в осевом
направлении. Вилки 1-, 2-, 3-, 4-й передач 50 и 49 охватывают своими
лапками поводковую часть муфты синхронизатора, вилка 5-й передачи 35
входит в паз муфты синхронизатора 5-й передачи, а вилка заднего хода
10 - в паз промежуточной шестерни заднего хода.
Механизм блокировки 31 расположен в крышке коробки передач и
предназначен для предотвращения включения передачи заднего хода при
резком выключении 5-й передачи. Он представляет собой подпружиненный
флажок, установленный на поворотной оси. Принцип его работы состоит
в принудительном отбрасывании флажком переключателя в нейтральное
положение в момент выключения передачи заднего хода. Для
взаимодействия с флажком на переключателе имеется специальный
цилиндрический штифт.
Агрегат трансмиссии с автомобиля снимается на смотровой яме или
эстакаде. Вначале снимаются крепежные элементы соединений механизма
управления коробки передач со штоком переключателя, а также детали
крепления системы выпуска отработавших газов, тросиков привода
спидометра и выключения сцепления. После этого отворачиваются болты
(с внутренним шестигранником) крепления шарниров равных угловых
скоростей. Валы приводов отводятся от фланцев полуосей и
вывешиваются на кузове автомобиля при помощи проволоки таким
образом, чтобы предотвратить попадание в открывшиеся полости
внутренних шарниров равных угловых скоростей грязи и посторонних
предметов. После отсоединения болтов крепления задней упругой опоры
силового агрегата к кузову, а также болтов крепления картера
сцепления к блоку двигателя агрегат трансмиссии осторожно
выдвигается в осевом направлении таким образом, чтобы первичный вал
коробки передач вышел из шлицевого соединения с ведомым диском
сцепления. При этом рекомендуется подложить под снимаемый агрегат
поперек смотровой ямы или эстакады страховочный брус, а в щель между
поддоном двигателя и поперечиной передних опор силового агрегата
ввести деревянный брусок, облегчающий съем и последующую установку
коробки передач. Брусок позволяет более жестко зафиксировать силовой
агрегат в наиболее удобном для монтажа-демонтажа положении.
Снятый агрегат трансмиссии транспортируется в горизонтальном
положении во избежание вытекания остатков смазки через отверстие
редуктора привода спидометра и расположенное в первичном вале
отверстие сапуна. При установке агрегата трансмиссии на автомобиль
следует убедиться, что отверстие сапуна не забилось грязью, для чего
можно воспользоваться проволокой или спичкой. При закупорке этого
отверстия возможно появление течи через уплотнительные элементы.