Работа генератора основана на использовании явления индукции тока в
проводнике, пересекающем магнитное поле.
Генератор (фиг. 94) состоит из цилиндрического корпуса 9, внутри
которого помещены два полюсных наконечника 2, привернутые болтами.
Наконечники набраны из отдельных, изолированных одна от другой, пластин мягкой стали. На каждом полюсном наконечнике
имеется обмотка 7, состоящая из витков тонкой изолированной проволоки.
При прохождении тока по обмоткам полюсные наконечники намагничиваются.
Внутри корпуса генератора возникает магнитное поле.
С обеих сторон корпус 9 генератора закрывается крышками 4 и 12,
стягиваемыми шпильками. Внутри крышек помешаются шариковые подшипники
13, в которых вращается вал якоря генератора. На крышках имеются приливы
с отверстиями 11 для крепления генератора к кронштейну двигателя.
Фиг. 94. Устройство генератора.
Сердечник, помещаемый на валу якоря, набран из отдельных тонких
пластин 15 мягкой стали, имеющих вырезы в радиальном направлении. При
сборке сердечника пластины изолируют одну от другой. Вырезы пластин
образуют в сердечнике пазы, в которые укладывают секции обмотки 10
якоря. Обмотку закрепляют в пазах деревянными или фибровыми клиньями для
того, чтобы при вращении якоря под влиянием центробежных сил секции
обмотки не выходили из пазов.
Якорь вращается в магнитном поле, создаваемом обмотками полюсных
наконечников корпуса генератора. При этом секции обмотки якоря
пересекают магнитные силовые линии и в обмотке индуктируется
электрический ток. Концы секций обмотки 10 якоря присоединены к
коллектору 6, представляющему собой набор медных пластин, расположенных
вокруг вала и изолированных от него и одна от другой прессованной
слюдой. Ток, индуктируемый в секциях обмоток якоря, поступает на
пластины коллектора. С вращающегося вместе с валом коллектора ток
поступает на медно-графитовые щетки 5, установленные на крышке
генератора и прижимаемые специальными пружинками щеткодержателей к
коллектору. Одна щетка генератора соединена через крышку с корпусом 9
генератора и через него - с массой автомобиля. Другая щетка, вместе со
щеткодержателем, изолирована от массы и соединена с выводным болтом 3
(клеммой) на корпусе генератора.
Ток, индуктируемый в обмотке якоря, питает не только внешних
потребителей электрооборудования, но и обмотки 7 полюсных наконечников.
Для этого к щетке, соединенной с массой, присоединен один конец обмотки
7. Другой конец обмотки 7 соединен с изолированной клеммой 3 на корпусе
генератора.
Первоначальное возбуждение электрического тока в обмотке якоря
генератора осуществляется за счет остаточного магнетизма, сохраняемого
полюсными наконечниками от предыдущих возбуждений электромагнитного
поля.
На валу якоря закреплен шкив /, который с помощью клиновидного ремня
приводится во вращение от шкива, установленного на переднем конце
коленчатого вала. Генератор прикреплен к кронштейну двигателя и к
регулировочной планке тремя болтами (см. фиг. 46 и 48). Вокруг оси двух
нижних болтов генератор может поворачиваться на некоторый угол, что дает
возможность регулировать натяжение приводного ремня. С помощью третьего
болта, проходящего через прорезь регулировочной планки, генератор после
натяжения ремня закрепляется в выбранном положении.
Для осмотра и чистки коллектора генератора на его корпусе имеются окна,
закрываемые защитной лентой.
Генераторы автомобилей <Москвич>, М-20 <Победа> и ЗИМ отличаются от
рассмотренного генератора только мелкими деталями. Генераторы автомобиля
<Москвич>, 6 в, автомобилей М-20 <Победа> и ЗИМ - 12 в.
Уход за генератором заключается прежде всего в поддержании подшипников
вала якоря в исправном состоянии. Во избежание преждевременного
разрушения подшипники следует смазывать маслом, применяемым для
двигателя. Масло вводится через масленки подшипников примерно 1 раз в
неделю (через 1000 км пробега) по 3-5 капель. Нужно помнить, что при
выходе из строя подшипника может произойти удар якоря о полюсные
наконечники, обрыв обмоток и выход из строя генератора.
Особое внимание необходимо уделять щеткам и коллектору генератора.
Контакт щеток и коллектора должен быть по возможности плотным. Искрение
щеток указывает на то, что они не всей своей поверхностью прижимаются к
коллектору или прижимаются к нему с недостаточным усилием. В этом случае
необходимо проверить, не ослабли ли пружины щеткодержателей и всей ли
поверхностью прилегают щетки к коллектору. Если щетки прилегают к
коллектору не всей поверхностью, то на коллектор надо наложить полоску
стеклянной бумаги так, чтобы она охватывала не менее половины окружности
коллектора. Затем к обращенной наружу шероховатой поверхности бумаги
прижать щетку и передвигать бумагу в обе стороны, пока щетка не
притрется к коллектору.
При загрязнении коллектора необходимо его очистить. Для этого на
деревянную палочку наматывают кусочек ветоши, смоченной , в бензине, и
затем, вращая якорь генератора, смывают масло и грязь с коллектора. В
результате продолжительной работы генератора износ его коллектора может
быть неравномерным. В этом случае добиться плотного прилегания щеток к
коллектору нельзя, а искрение щеток будет значительным. Генератор с
изношенна коллектором нужно отправить в специальную мастерскую для
ремонта. Кроме того, для исправной работы генератора необходимо
правильное натяжение приводного ремня, поэтому проверять и регулировать
натяжение ремня следует возможно чаще.