Аккумуляторная батарея является вторым источником
электрической энергии в системе электрооборудования автомобиля.
Аккумуляторная батарея состоит из трех или шести отдельных
последовательно соединенных аккумуляторов - элементов, имеющих
одинаковое устройство.
Фиг. 95. Устройство аккумуляторной батареи.
Аккумуляторная батарея состоит из кислотного электролита
и пластин (фиг. 95), изготовленного в одном блоке для всех элементов
батареи и свинцовых пластин - отрицательных 7 и положительных 9.
Пластины в элементе размещаются таким образом, что между парой
отрицательных пластин находится одна положительная пластина; поэтому
отрицательных пластин в элементе всегда на одну больше, чем
положительных. С помощью мостиков 5 группы пластин одной полярности
соединены между собой. Мостики снабжены выводными полюсными штырями 6 -
положительным (большего диаметра) и отрицательным (меньшего диаметра).
Пластины имеют решетчатое строение. В ячейки решетки вмазана активная
масса. В качестве активной массы для положительных пластин используется
свинцовый сурик, а для отрицательных - свинцовый глет. Положительные
пластины, вследствие этого, имеют коричневый цвет, отрицательные -
серый. Активная масса имеет пористую структуру и, соответственно,
большую поверхность соприкосновения с электролитом.
Между пластинами помещены деревянные или пластмассовые сепараторы 8,
предохраняющие пластины от непосредственного соприкосновения и короткого
замыкания.
Группы пластин аккумулятора устанавливают в отсеки сосуда 1, закрывают
сверху крышками 3 и края крышки герметично заливают специальной
изоляционной мастикой. В каждой крышке 3 имеются два отверстия для
прохода полюсных штырей и горловина 4, служащая для заливки в
аккумулятор электролита и закрываемая пробкой.
Аккумуляторы соединены между собой перемычками 2 в батарею так, что
положительный полюсный штырь одного аккумулятора соединяется с
отрицательным полюсным штырем другого. Такое соединение называется
последовательным при оборудовании батарею составляют из трех
аккумуляторов, а при 12-вольтовом - из 6.
Электролит представляет собой раствор серной кислоты в
дистиллированной воде. Чем больше кислоты в воде, тем выше плотность
электролита. Плотность электролита определяют специальным прибором,
называемым ареометром. Ареометр (фиг. 96) представляет собой запаянную с
концов стеклянную трубочку 3 с расширением 2 в нижней части. На дне
расширенной части трубочки помещается свинцовая дробь /, вследствие чего
ареометр плавает в жидкости в вертикальном положении. В верхней части
трубочки 3 имеется шкала с делениями. Чем ниже плотность электролита,
тем глубже погружается ареометр в жидкость, причем плотность жидкости
определяют по шкале против уровня жидкости в стеклянном сосуде 4. При
добавлении кислоты плотность электролита увеличивается и ареометр
всплывает. Уровень жидкости в сосуде 4 в этом случае совмещается с
делением на шкале ареометра, расположенном более низко. Плотность
электролита должна быть различной в зависимости от типа батареи и
климатических условий эксплуатации автомобиля.
Для климатических условий среднего пояса СССР плотность электролита в
аккумуляторной батарее зимой и летом должна составлять 1,270. При
зарядке аккумулятора плотность электролита повышается, при разрядке -
понижается. Электролит, залитый в аккумуляторы, должен покрывать все
пластины.
После заливки электролита аккумуляторную батарею ставят под зарядку.
Основной характеристикой аккумуляторной батареи является ее емкость.
Емкость батареи выражается в ампер-часах (а ч). Аккумуляторная батарея
автомобиля <Победа> имеет емкость 54 а-ч. Это означает, например, что
батарея до полного разряда может давать в течение 20 час. ток 2,7 а (20
часов X X 2,7 ампера = 54 ампер-часа).
Уход за аккумуляторной батареей состоит, прежде всего, в поддержании
чистоты поверхности ее бака. Наличие воды, грязи, электролита на
поверхности резервуара может привести к опасному короткому замыканию
отдельных аккумуляторов или батареи в целом.
На крышках каждого аккумулятора имеется вентиляционный штуцер, отверстие
которого необходимо регулярно прочищать во избежание повреждения бака
аккумулятора под давлением выделяющихся газов. Очищать от грязи,
электролита и т.п. верхнюю поверхность аккумуляторов нужно, протирая
сухой или смоченной в растворе нашатырного спирта или кальцинированной
соды ветошью.;
Необходимо следить, чтобы наконечники проводов плотно обжимали полюсные
штыри аккумуляторной батареи. Окисленные наконечники и штыри нужно
тщательно зачищать и после присоединения наконечников плотно затянуть
их, удерживая ключом болт, и смазать техническим вазелином.
Аккумуляторная батарея повреждается от толчков и ударов, поэтому
крепление батареи в гнезде кузова должно быть плотным и надежным.
Проверку крепления, чистоты верхней поверхности и чистоты отверстий в
вентиляционных штуцерах необходимо производить ежедневно.
Раз в неделю необходимо проверять плотность и уровень электролита в
аккумуляторах. Снижение плотности электролита в зимних условиях
эксплуатации автомобиля приводит к замерзанию электролита. Снижение
уровня электролита ведет к изменению химической структуры (сульфатация)
активной массы и к выходу из строя пластин.
Следует помнить, что при эксплуатации аккумулятора испаряется только
вода. Поэтому при отсутствии течи в баке и крышке аккумулятора следует
поддерживать нормальный уровень электролита, добавляя дистиллированную
воду. Уровень электролита всегда должен быть выше пластин на 10-15 мм.
Если бак аккумулятора течет или плотность электролита недостаточна, в
аккумулятор доливают электролит.
Проверять уровень электролита нужно с помощью стеклянной трубочки.
Трубочку опускают в бак аккумулятора через наливную горловину до упора в
решетку, закрывающую пластины, и верхний конец трубочки закрывают
пальцем. После этого, не меняя положения пальца, вынимают трубочку из
аккумулятора и по уровню электролита в ней определяют уровень
электролита над пластинами.
Доливать в аккумулятор дистиллированную воду или электролит нужно
следующим образом (фиг. 97). Вывернуть пробку 1 наливной горловины 2 и
плотно закрыть ею вентиляционный штуцер 3. Долить воду или электролит
почти до края наливной горловины 2. Завернуть пробку на место.
При длительном хранении автомобиля на открытой площадке в холодное время
года аккумуляторная батарея постепенно разряжается, плотность
электролита в ней понижается и, в конце концов, электролит замерзает и
бак разрушайся. Аккумулятор нужно снимать с автомобиля и хранить в
теплом помещении. В этом случае периодически - один раз в полтора-два
месяца - аккумуляторную батарею рекомендуется подзаряжать.
При эксплуатации автомобиля следует систематически контролировать
степень заряженности аккумуляторной батареи. Степень заряженности
батареи можно определить как по плотности электролита, так и по
напряжению на полюсных штырях каждого аккумулятора.
Фиг. 97. Доливка дистиллированной воды (или
электролита) в аккумулятор.
В том случае, если не известна плотность электролита,
который был залит в аккумулятор перед его зарядкой, лучше определять
степень заряженности аккумулятора по напряжению на клеммах. Для проверки
служит нагрузочная вилка, представляющая собой вольтметр, параллельно
клеммам которого установлено нагрузочное сопротивление. При
присоединении клемм вилки к полюсным штырям аккумулятора вольтметр
должен показывать напряжение не менее 1,5 в в течение 5 сек. Снижение
напряжения ниже этого предела указывает на очень слабую заряженность
аккумулятора. Кроме того, разницу напряжений отдельных элементов батареи
не должна превышать0,1 в. В случае, если напряжение одного из элементов
значительно меньше, чем у тугих, то это указывает на то, что в элементе
произошло короткое
замыкание. В этом случае аккумуляторную батарею эксплуатировать нельзя,
ее необходимо ремонтировать.
Необходимо наблюдать за зарядкой аккумуляторной батареи на автомобиле,
контролируя ее по амперметру или по сигнальной лампочке. Нормально
работающий генератор отдает во внешнюю цепь ток силой 17-20 а. Однако в
том случае, когда аккумуляторная батарея полностью заряжена или почти
полностью, стрелка амперметра может устанавливаться на шкале около нуля.
Чтобы убедиться, достаточно ли заряжена аккумуляторная батарея, следует
после пуска двигателя дать ему поработать некоторое время с малым числом
оборотов холостого хода, а затем резко открыть дроссельную заслонку
карбюратора. Если при этом стрелка амперметра быстро отклонится вправо и
так же быстро установится на шкале около нуля, то это укажет, что
батарея полностью заряжена, а генератор работает исправно.
Существует и другой способ проверки исправности генератора. При этом
способе дают двигателю поработать при среднем числе оборотов коленчатого
вала и включают возможно большее количество потребителей электрического
тока (фары, стеклоочиститель, звуковой сигнал и др.). Если стрелка
амперметра отклонится при этом влево и устойчиво удерживается в этом
положении, то значит неисправен генератор или реле-регулятор. Для
проверки генератора в этом случае пользуются контрольной лампочкой
(можно переносной) или вольтметром. Один провод патрона лампочки или
клеммы вольтметра присоединяют к корпусу генератора, а другой провод - к
выводному болту на генераторе, помеченному буквой Я. Если генератор
исправен, то нить лампочки накалена (стрелка вольтметра отклоняется).
Следовательно, отсутствие зарядки батареи объясняется неисправностью
реле-регулятора.