Колеса современных автомобилей снабжаются эластичными пневматическими
шинами. Назначение шип состоит в том, чтобы за счет упругости воздуха,
наполняющего шину, уменьшать размахи колебаний кузова при прохождении
колесом сравнительно небольших неровностей дороги.
Пневматические шины (фиг. 146) состоят из двух основных деталей:
покрышки и камеры. Кроме того, в шинах часто применяют ободную ленту,
закрывающую внутреннюю поверхность обода колеса и предохраняющую
резиновую камеру от непосредственного соприкосновения (и износа) с
ободом. Резиновая камера 2 (фиг. 146, д) служит баллоном для воздуха.
Фиг. 146. Пневматические автомобильные шины.
Камеру накачивают воздухом с помощью ручного насоса или компрессор
через вентиль 1, который одновременно является обратным клапаном. При
накачивании в камеру воздуха клапан 9 вентиля (фиг. 146, г) пропускает
воздух внутрь камеры, но преграждает выход воздуху обратно из камеры.
Вентиль камеры состоит из цилиндрического металлического корпуса 11 с
нарезкой на внешней поверхности. На корпус вентиля навертывают гайку 13
и надевают шайбы 14. Нижний конец корпуса вентиля имеет бортик 15 в
форме фланца. Корпус вентиля 11 вставлен в отверстие камеры, причем края
отверстия камеры зажаты между двух шайб с помощью гайки 13. В корпус
вентиля установлен золотник, представляющий собой обратный воздушный
клапан. Золотник состоит из тонкого стержня (иглы), нижний конец которою
имеет направляющую коронку 12, центрирующую стержень в корпусе вентиля.
На верхний конец стержня золотника надет ниппель, имеющий на внешней
поверхности нарезку для ввертывания в корпус вентиля. Ниже ниппеля на
стержне установлено уплотнительное кольцо 8 с конической внешней
поверхностью, которой оно плотно прижимается к внутренней конической
поверхности корпуса вентиля. Кольцо 8 установлено на металлической
трубочке, через которую воздух может проходить внутрь корпуса вентиля.
Под кольцом находится клапан 9, жестко соединенный со стержнем золотника
и прижимаемый пружиной 10 к кромке уплотнительного кольца. Таким
образом, клапан 9 закрывает отверстие, через которое воздух может выйти
наружу из камеры и корпуса вентиля. Под давлением нагнетаемого насосом
или компрессором в камеру воздуха клапан 9 золотника отходит от
основания уплотнительного кольца, преодолевая сопротивление пружины 10 и
давление воздуха, находящегося в камере. Как только подача воздуха
прекратится, клапан 9 прижимается к уплотнительному кольцу давлением
воздуха в камере и пружиной 10. Поэтому воздух не сможет выйти из камеры
и будет надежно удерживаться в ней. Сверху корпус вентиля закрывают
колпачком 7 с резиновой прокладкой. На конце колпачка сделай небольшой
шлиц (прорезь) для ввертывания ниппеля золотника в корпус вентиля.
Корпус вентиля камеры делают не только прямой формы, но и изогнутой
(фиг. 146, д). Кроме того, корпус вентиля изготовляют также из резины.
Покрышка автомобильной шины является прочной и в то же время эластичной
защитной оболочкой камеры. Покрышка изготовляется из резины и
специальной прочной ткани.
В зависимости от размера покрышки и, следовательно, нагрузки, на которую
она рассчитана, число слоев ткани в ней различно. Рабочую поверхность 6
(фиг. 146, а) покрышки, соприкасающуюся с дорогой, называют беговой
поверхностью. Эта часть покрышки имеет наибольшую толщину.
Для лучшего сцепления шины с дорогой беговая поверхность имеет сложный
рельефный рисунок (фиг. 146, ж).
Основой покрышки является каркас 5 (фиг. 146, 5), состоящий из
нескольких прорезиненных и провулканизированных слоев ткани. Каркас 5
придает прочность и упругость покрышке.
Между каркасом и протектором уложено дополнительно несколько лент 16
(фиг. 146, в) из ткани, упрочняющих основную рабочую часть покрышки.
Части покрышки, соприкасающиеся с ободом колеса, называются бортами и
предназначены для надежного крепления покрышки на ободе колеса. Борт 3
покрышки является наиболее жесткой ее частью, что обеспечивается
наличием большого числа слоев ткани и применением металлического
сердечника 17 (кольцо из плетеной проволоки), вставленного в уширенную
часть борта покрышки.
Боковые части 4 покрышки, связывающие протектор с бортами, называются
боковинами покрышки. Боковины 4, образованные небольшими слоями резины,
нанесенными на каркас, защищают каркас от повреждений и влияния влаги.
На легковых автомобилях различных марок применяются шины разных
размеров. Размер шин выбирают при проектировании автомобиля, принимая в
расчет нагрузку на колесо, назначение и скорость автомобиля, условия
эксплуатации и др. Размер шин обозначается в дюймах двумя числами:
первое число (меньшее) указывает размер профиля шины, а второе (большее)
- внутренний диаметр покрышки, или, что то же, диаметр обода колеса.
Размеры шин обозначены на боковинах покрышки, на которых также указана
начальная буква наименования завода-изготовителя, дата выпуска и
серийный номер покрышки.
В табл. 6 приведены размеры шин, применяемых на рассматриваемых
советских легковых автомобилях, а также величины давления воздуха в
камерах шин.
При эксплуатации автомобиля для сохранения шин следует ежедневно
осматривать их. Нельзя допускать попадания на шины масел, проверять, нет
ли повреждений (порезов, обрывов и т. п.) покрышек, и обнаруженные
неисправности немедленно устранять.
Фиг. 147. Схема перестановки колес (шин)
автомобиля при эксплуатации.
При осмотре шин надо удалять из покрышек воткнувшиеся в них твердые
металлические предметы (гвозди, проволоку) и стекла. Гвоздь,
воткнувшийся в покрышку и своевременно замеченный при осмотре, может
быть удален без серьезного вреда для шин. Если осмотра шин не
производилось, то при движении автомобиля гвоздь пройдет глубже и
проколет камеру, т. е. выведет шину из строя. Перед поездкой следует
также убедиться в том, что давление воздуха в шинах достаточное.
Следует регулярно проверять углы установки колес и шкворней поворотных
цапф.
Малое давление воздуха в шинах может повлечь за собой порчу покрышки и
камеры, а иногда и обода колеса. При излишне высоком давлении повышаются
внутренние напряжения в каркасе покрышки, т. е. уменьшается его
прочность, а также увеличивается износ механизмов ходовой части
автомобиля из-за усиленной тряски, толчков и ударов при движении по
неровной дороге.
Давление в шинах проверяют специальным манометром, прилагаемым к
автомобилю в комплекте инструментов. Давление следует проверять при
холодных шинах, так как при движении автомобиля воздух в шинах
нагревается и расширяется, а давление повышается на 0,5-0,6
кг/см2.. Схема перестановки колес (шин) автомобиля при эксплуатации.
Обычно при эксплуатации автомобиля покрышки шин разных колес
изнашиваются неравномерно: шины задних колес изнашиваются больше, чем
шины передних колес, шины правых колес изнашиваются больше, чем шины
левых колес. Однако крайне нежелательно эксплуатировать автомобиль с
шинами разной степени износа.
Фиг. 148. Порядок операций монтажа шины на обод
колеса: а - заправка первого борта покрышки; б - укладка камеры; о -
заправка второго борта покрышки.
Например, если на правом заднем колесе поставить новую
покрышку, а на левом колесе оставить изношенную, то это вызовет большой
износ шестерен дифференциала, повысит буксование колес и может привести
к заносу автомобиля при торможении. Вот почему следует стремиться к
равномерному износу протекторов всех покрышек автомобиля и в том числе
покрышки запасного колеса; чтобы покрышки изнашивались равномерно,
колеса надо регулярно менять местами после пробега 3000 - 3500 км по
схеме: левое переднее колесо - левое заднее колесо запасное колесо -
правое переднее колесо - правое заднее колесо - левое переднее колесо и
т. д. (фиг. 147).
При эксплуатации автомобиля нельзя допускать даже кратковременной езды
на спущенных шинах. Следует избегать резких торможений и резкого
трогания с места автомобиля, а также длительного буксования колес.
Рекомендуется не ездить по дорогам и проездам, засыпанным строительным
мусором, битым стеклом, металлом и т. п., не ездить по трамвайным
рельсам и особенно по стрелкам, разрушающим протектор покрышек Нужно
избегать поворотов па высокой скорости движения, при которой протектор
изнашивается особенно сильно. На стоянках в жаркое время года не следует
оставлять автомобиль на солнце, надо выбирать стоянку для автомобиля в
тени здания или деревьев, защищающих шину от прямых лучей солнца.
При перестановке шин с одного колеса на другое или при замене шин
следует тщательно очистить обод колеса от грязи, а также проверить, нет
ли на нем вмятин и различных повреждений. Погнутую закраину обода нужно
немедленно выправить, ржавчину на ободе удалить, а поврежденную окраску
восстановить. При монтаже шип необходимо внутреннюю поверхность покрышки
надо помещать вентиль рядом с меткой на боковине покрышки. При глубоких
ободах па колесах автомобилей, чтобы надеть покрышку на обод не
требуется значительных усилий. Порядок операций монтажа шины на обод
колеса показан на фиг. 148. При надевании покрышек нужно пользоваться
только монтажными лопатками, имеющимися в комплекте шоферского
инструмента.
При длительных стоянках автомобиля следует разгружать шины, устанавливая
под автомобиль специальные подставки. При этом колеса автомобиля должны
быть свободно вывешенными. Нельзя допускать стоянку автомобиля на
спущенных шинах.
Запасные покрышки следует хранить на стеллажах в вертикальном положении,
а камеры, слегка заполненные воздухом, - на специальных вешалках.
Хранить шины можно в сухом помещении (с относительной влажностью
50-80°/о) при температуре воздуха от-10 до'+20°. При длительном хранении
покрышек и камер следует регулярно менять их положение (точку опоры).