поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Изоляционно-укладочные работы (продолжение)
Организация изоляционно-укладочных работ совмещенным методом
заключается в следующем. Уложенный на грунт участок трубопровода рядом с
бровкой траншеи поднимают за свободный конец трубопукладчиком с помощью
троллейной подвески. Троллейная подвеска состоит из траверсы-скобы,
внутри которой расположены конические ролики. На эти ролики опирается
трубопровод. Наличие троллейных подвесок обеспечивает перемещение
трубоукладчиков с одновременным подъемом и поддержкой нитки
трубопровода. На поднятый конец трубопровода насаживают очистную машину
(при необходимости вместе с сушильной печью). Очистную машину пропускают
по трубопроводу несколько вперед и свободный конец трубопровода
поддерживают вторым трубоукладчиком. Два трубоукладчика с очистной
машиной продвигаются далее по трубопроводу с постепенным одновременным
подъемом трубопровода. Затем подключаются к подъему трубопровода
промежуточные трубоукладчики, число которых зависит от диаметра
трубопровода. Наконец, на свободный конец трубопровода насаживают
изоляционную машину, которая, передвигаясь по участку поднятого
трубопровода с очищенной поверхностью, наносит изоляционное покрытие.
После изоляционной машины свободную заизолированную концевую часть
трубопровода поддерживает очередной трубоукладчик, который за счет
изгиба по плавной кривой этого участка опускает его на дно траншеи. В
последующем за счет непрерывного движения всей изоляционно-укладочной
колонны обеспечивается последовательно подъем, изоляция и опуск в
траншею трубопровода (рис. 35) Число и расстановка трубоукладчиков в
колонне зависят от диаметра трубопровода. При подъеме и опуске
трубопровод должен изгибаться по кривой с определенным радиусом во
избежание потери им устойчивости и возможных разрушений. Поэтому число
трубоукладчиков, осуществляющих подъем и опуск трубопровода, заранее
рассчитывают. Установлено следующее оптимальное число трубоукладчиков в
изоляционно-укладочных колоннах: 3 - при диаметре трубопровода 529-820
мм; 4 - при 1020 мм; 5 - при 1200 мм и 7 - при 1420 мм. Расстояния между
трубоукладчиками, между очистной и изоляционной машинами, между
изоляционной машиной и точкой касания трубопровода о дно траншеи берутся
строго определенными. Так, при битумной изоляции расстояние от
изоляционной машины до точки касания трубопроводом дна траншеи зависит
от времени застывания и набора необходимой прочности расплавленной
битумной мастики.
Рис. 35. Схема проведения изоляционно-укладочных работ
совмещенным способом при диаметрах трубопровода (в мм) 529 - 820 (а),
1020 (б), 1220 (в) и 1420 (г): 1-7 - места расположения трубоукладчиков
по ходу колонны; 1, 2 - очистная и изоляционная машины; Iу /2 -
расстояния между трубоукладчиками и их группами
При использовании раздельного метода
изоляционно-укладочных
работ на трубопроводах с заводской изоляцией объем изоляционных работ
составляет не более 3 % объема изоляционных работ при совмещенном
методе. В полевых условиях изолируют околостыковые участки длиной
300-350 мм. Для этих целей применяют специальные разъемные машины для
очистки и изоляции полимерными лентами. После завершения изоляции
стыковых участков полностью изолированный участок трубопровода опускают
в траншею. Во избежание повреждения изоляционного покрытия подъем и
опуск участка трубопровода осуществляют на специальных мягких полотенцах
из нетканого синтетического прочного материала. Опуск трубопровода в
траншею осуществляют методом "перехвата". В этом случае первый
трубоукладчик после опуска очередного участка трубопровода в траншею
отсоединяет полотенце и перемещается в голову колонны, где поднимает
очередной участок трубопровода, лежащего на лежках. Путем многократного
повторения такой перестановки трубоукладчиков в колонне и осуществляется
опуск изолированного трубопровода в траншею.
При проведении изоляционно-укладочных работ на сооружаемых трубопроводах
в сложных условиях (болота, обводненные участки, горы и др.) прохождение
тяжелой техники изоляционно-укладочных колонн затруднено, а в ряде
случаев и невозможно. Рассмотрим коротко организацию и технологию
изоляционно-укладочных работ при сооружении участков магистрального
трубопровода на болотах и на обводненных грунтах. При этом важно не
только уложить трубопровод в траншею в проектное положение, но и надежно
закрепить его в проектном положении от всплытия, так как незаполненный
трубопровод обладает положительной плавучестью, т.е. способностью
всплывать. Существуют два способа проведения изоляционно-укладочных
работ на болотах и обводненных местностях: раздельный и совмещенный. При
раздельном способе вначале разрабатывают траншею, а затем в нее
укладывают трубопровод, а при совмещенном способе разработка траншеи и
укладка трубопровода производятся одновременно. При раздельном способе
трубопровод в подготовленную траншею укладывают протаскиванием (схема
1), сплавом с последующим погружением на дно траншеи (схема 2), сплавом
балластированного трубопровода на понтонах (схема 3), сплавом по заранее
подготовленным траншеям-каналам (схема 4). По схеме 1 трубопровод в виде
плети определенной длины сваривают из отдельных труб на базе,
расположенной на сухом участке перед болотом. Плеть трубопровода
покрывают слоем изоляции и на нее навешивают чугунные или бетонные
грузы-утяжелители. На головную часть плети надевают специальный
оголовок, и готовую футерованную плеть трубопровода протаскивают по дну
подводной траншеи с помощью лебедки, находящейся на противоположном
берегу болота или обводненного участка. По схеме 2 готовую плеть
трубопровода без грузов-утяжелителей с заглушкой на переднем торце
протаскивают с помощью трубоукладчиков в подводную траншею методом
проталкивания. К оставшемуся на берегу концу плети присоединяют сваркой
следующую плеть и процесс протаскивания на плаву продолжают. После
установки всей плети над траншеей ее погружают на дно траншеи
заполнением водой (для нефтепроводов) или навешиванием
грузов-утяжелителей с понтонов. По схеме 3 заизолированный и
балластированный грузами-утяжелителями трубопровод сплавляют на болоте
на понтонах, удерживающих его на плаву, и устанавливают по оси траншеи.
После этого путем последовательного отсоединения понтонов трубопровод
погружают на дно траншеи. По схеме 4 готовые плети трубопровода
доставляют к месту укладки в траншею по специально прорытым
траншеям-каналам, заполненным водой. Совмещенный способ прокладки
трубопроводов на болотах и обводненных участках применяют обычно в
зимнее время, когда болота промерзают на достаточную глубину и
становится возможным прохождение тяжелой строительной техники.
Разработка траншеи ведется одноковшовым экскаватором с обратной лопатой,
находящимся впереди колонны трубоукладчиков на расстоянии не более 250 м
во избежание заплывания траншеи грунтом.
Закрепление трубопроводов от всплытия на болотах и обводненных участках
выполняют различными методами: навешиванием на трубопровод
грузов-утяжелителей из железобетона, сплошным обетонированием труб,
анкерным закреплением, балластировкой грунтом с использованием нетканых
синтетических материалов, балластировкой закрепленным грунтом.
Грузы-утяжелители из железобетона, устанавливаемые на трубопроводы,
имеют различную конструкцию (рис.36). Наиболее эффективными считают
утяжелители типа УБО, состоящие из двух железобетонных блоков и двух
стальных поясов, защищенных от подземной коррозии изоляционным покрытием
и предназначенных для удержания блоков по бокам трубопровода. Большое
распространение имеют также седловидные грузы, недостатком которых
является высокое расположение центра тяжести, что вызывает их
неустойчивость и возможность сползания с трубы. Большим недостатком
балластировки трубопроводов грузами-утяжелителями является большая их
масса (от 2 до 6 т), что чрезвычайно затрудняет их доставку, особенно в
условиях северных районов. Сплошное обетонирование труб, т.е. нанесение
на их поверхность бетонного покрытия, наряду с утяжелением труб защищает
их от коррозии. Однако обетонированные трубы обладают большой массой и
жесткостью, что затрудняет их укладку на криволинейных участках
трубопровода. Жесткость обетонированных труб можно снизить нанесением
прорезей. Однако это связано с большой трудоемкостью. За последнее время
для закрепления трубопроводов все большее распространение получают
анкеры. Анкер состоит из двух стоек и поперечного пояса. Стойки
погружают в грунт по обе стороны закрепляемого трубопровода, а
поперечный пояс устанавливают на верхней образующей трубы с закреплением
донцов на стойках. Таким образом, получается огибающая система,
удерживающая трубопровод. На практике используют различные конструкции
анкеров (рис.37) : винтовые, раскрывающиеся и др. У винтового анкера на
несущую стойку (анкерную тягу) снизу закрепляют винт с лопастями.
Рис. 36. Схема установки железобетонного
пригруза на трубопроводе диаметром 1420 мм: 1 - железобетонный
седловидный пригруз; 2 - защитная прокладка; 3 - труба с изоляцией
Каждая стойка с винтом с помощью специального
механизма ввинчивается в грунт, а лопасти винта удерживают стойку от
выдергивания и удерживают в проектном положении трубопровод. После
установки двух стоек - анкерных тяг на верхнюю часть трубы устанавливают
поперечный силовой пояс с прокладками, предохраняющими изоляцию от
повреждения,- Концы силового пояса закрепляют на верхних концах стоек.
Раскрывающиеся анкеры отличаются от винтовых наличием на стойках не
винтов, а раскрывающихся лопастей, которые и удерживают стойки от
выдергивания из грунта. При забивке стоек в грунт лопасти складываются.
Когда по окончании забивки стоек их извлекают из грунта, то лопасти
раскрываются и удерживают их. После этого трубопровод закрепляют силовым
поясом за верхние концы стоек. Грузы-утяжелители и анкеры устанавливают
на трубопровод с определенным шагом, который предварительно
рассчитывают. Трубопроводы можно закреплять различными грунтами,
например гравием или песчано-гравийной смесью. Однако эти грунты быстро
вымываются. В качестве защиты грунтов-пригрузов было предложено
использовать нетканые синтетические материалы. Из такого материала
устраивают как бы камеру, в которую и засыпают грунт, применяемый в
качестве пригруза. При этом образуется как бы перемычка-пригруз. Такие
перемычки-пригрузы устраивают с определенным шагом по длине участка
трубопровода. Длина такой перемычки-пригруза обычно 25-30 м, а
расстояние между перемычками составляет 0,8-1 ее длины, т.е. от 20 до 30
м. Применяют также подобную балластировку грунтом, сплошную по всей
длине трубопровода. В качестве пригрузов-перемычек используют также
обычные грунты, но закрепленные от размыва путем смешивания с различными
вяжущими компонентами (тяжелые крекинг-остатки от переработки нефти,
битумы и др.). Для дополнительного упрочнения грунтовых перемычек их
армируют стальными сетками. Выбор того или иного метода закрепления
трубопроводов обычно осуществляют при проектировании магистральных
трубопроводов.
После окончания изоляционно-укладочных работ на участке трубопровода и
засыпки участков трубопровода в траншее проводят очистку их полости и
испытания на прочность и плотность.
Завершающим видом работ на линейной части магистрального трубопровода
является сварка так называемых захлестов. На границах каждого участка
уложенного в траншею и испытанного трубопровода оставляют не засыпанными
грунтом концевые трубы на длине примерно 3-4 м. Причем на границвх
соседних участков их концы перекрывают друг друга на расстоянии 1-2 м.
Вот это перекрытие, сделанное во избежание вварки коротких вставок
труб-катушек при отсутствии перекрытия, и называют захлестами. При
сварке захлестов один из концов стыкуемых участков трубопровода обрезают
кислородной резкой на длине, обеспечивающей стыковку концов участков
трубопровода. После этого с помощью звенного наружного центратора
осуществляют центровку и сборку стыка короткими сварными
швами-прихватками, а после снятия центратора сваривают стыковой шов
ручной электродуговой сваркой.