Схемы автоматизации силовых установок,
первая степень автоматизации
Для автоматизации дизельных агрегатов разработаны типовые схемы
для трех степеней автоматизации. Однако это не исключает возможность
создания агрегата с объемом автоматизации не по типовой схеме.
Типовая схема для агрегатов с первой степенью автоматизации.
Схема (рис. 69) применяется на многих дизельных установках и
называется трехсигнальной, так как контролирует три параметра:
падение давления масла, перегрев воды и перегрев масла.
Срабатывание любого первичного прибора вызывает срабатывание одного
из трех исполнительных электромагнитных реле IP, 2Р или ЗР.
Последние своими контактами замыкают цепь красных аварийных
сигнальных ламп, зеленой сигнальной лампы рабочего режима,
стоп-устройства и звукового сигнала.
В схеме предусмотрена возможность дистанционного отключения
стоп-устройства и звукового сигнала. Для этого к зажимам 1 и 9
присоединяют зажимы 6 и 10, а к зажимам стоп-устройства 2 и 3 -
зажимы 4 и 5 дистанционного пульта.
Звуковой сигнал подключается к зажимам 7 и 8 дистанционного пульта.
Схема предупредительной сигнализации и аварийной защиты
предусматривает использование двух датчиков на один контролируемый
параметр. Например, температуру воды контролируют два первичных
прибора, из которых один включает предупредительную сигнализацию и,
если меры не приняты и температура воды продолжает подниматься,
второй прибор включает стоп-устройство. Аналогично контролируется
падение давления масла.
В этой схеме реле давления 2РД (рис. 70) устанавливают на наименьшее
допустимое давление масла в системе смазки, а реле 1РД - на
аварийное; температурные реле 2РТ регулируют на 90° С и реле 1РТ на
95° С.
После пуска дизеля, когда давление масла в системе смазки дизеля
поднимается выше давления, на которое отрегулировано реле 2РД,
выключателем ВК включают систему сигнализации и защиты. При этом на
щитке загорается сигнальная лампа 3J1C - <Автоматика включена>.
Если в процессе работы дизеля давление масла в системе смазки
опустится ниже установленного на реле 2РД или температуры воды в
системе охлаждения поднимется выше 90° С, то один из датчиков 2РД
или 2РТ включит электромагнитное реле 2Р и сигнальную лампу 2J1C.
Одновременно через контакты 2Р1 будут включены звуковые сигналы ЗС1
и ЗС2. Если предохранительные меры не будут приняты и давление масла
будет снижаться или температура воды повышаться, то один из датчиков
1РД или 1РТ включит электромагнитное реле 1Р и сигнальную лампу
1JIC. Через контакты 1Р1 будет включено стоп-устройство и дизель
остановится. Аварийная остановка дизеля вручную производится
нажатием на кнопку К
Рис. 69. Типовая схема для агрегатов с
первой степенью автоматизации (ЦНИДИ): 1РД - датчик давления масла;
1РТ - датчик температуры воды; 2РТ -датчик температуры масла; IP-ЗР
- электромагнитные реле; IPI-3PI, 1Р2-ЗР2 и IP3 - ЗРЗ - контакты
электромагнитных реле; 1JIC-3JIC и 5JIC - красные сигнальные лампы;
4ЛС - зеленая сигнальная лампа; ВК1 - выключатель звуковой
сигнализации; ВК2 - выключатель защиты; ПКЛ- переключатель звукового
сигнала; СУ - стоп-устройство; ЗС - звуковой сигнал; 1-12 - зажимы;
13- пульт
Рис. 70. Схема предупредительной
сигнализации и аварийной защиты: 1РТ и 2РТ -датчики температуры
воды; 1РД и 2РД - датчики давления масла; 1Р и 2Р - электромагнитные
реле; 1Р1 и 2Р1 - контакты электромагнитных реле; 1ЛС-ЗЛС -
сигнальные лампы; СУ - стоп-устройство; ВК - выключатель; К -
кнопка; ЗС1 и ЗС2 - звуковые сигналы
Аналогичная сигнализация и защита может быть предусмотрена по
температуре масла.
Схему предупредительной сигнализации и аварийной защиты применяют
там, где аварийная остановка дизеля может вызвать аварийное
состояние приводных механизмов, например при работе
дизель-генератора на привод холодильной установки.
Датчики температуры охлаждающей воды устанавливают на температуру
срабатывания 90 и 95° С, а датчики давления масла на минимально
допустимое и аварийное для данного дизеля (например, 2,0 и 1,5 кГ/см2).
Термобаллоны датчиков температуры воды размещают в трубопроводе
отходящей воды, а трубопроводы давления масла соединяют с масляной
системой дизеля в месте установки приемной трубки масляного
манометра.