Условия размещения и площадки для размещения статей смотрите здесь
Глава I. Валопроводы
8. Эксплуатация дейдвудных устройств
Надежность и долговечность дейдвудного устройства в значительной
степени определяют эффективность эксплуатации судна. В отличие от других
механизмов и устройств даже при незначительных повреждениях дейдвудного
устройства необходима постановка судна в док с выводом его из
эксплуатации.
Безопасное плавание судна во многом зависит от работоспособности гребных
валов, дейдвудных подшипников, уплотнений гребного вала и винта, системы
охлаждения и смазки дейдвудного устройства. Это приобретает особое
значение при увеличивающихся размерениях судна. "Увеличение мощности
энергетических установок, размеров и массы гребных винтов сопровождается
возрастанием гидродинамических нагрузок, действующих на дейдвудные
подшипники и в целом на дейдвудное устройство.
Как показывает опыт эксплуатации современных крупнотоннажных судов,
продолжает оставаться острой проблема повышения надежности дейдвудных
подшипников, особенно неметаллических, из-за быстрого изнашивания
бакаута или его заменителей, бронзовых облицовок, что часто приводит к
повреждению дейдвудного устройства. За последнее десятилетие при
проектировании и постройке морских судов выработано главное направление
улучшения конструкции дейдвудного устройства - это отказ от смазываемых
водой неметаллических подшипников и их замена подшипниками с баббитовой
заливкой, смазываемыми маслом.
При обслуживании дейдвудного устройства с неметаллическими подшипниками
необходимо учитывать, что при выработке бакаута или другого заменителя
возрастает расцентровка гребного и промежуточного валов, появляется
биение в дейдвудном подшипнике, в результаге чего увеличиваются
динамические нагрузки на подшипник и соответственно изгибающие силы .на
гребной вал. Это приводит к значительным напряжениям изгиба в материале
вала, появлению микротрешин усталостного характера, которые, соединяясь
по окружности, могут привести к образованию одной трещины и, как
следствие, к обрыву вала. Поэтому При работе валопровода необходимо
следить за вибрацией дейдвудного устройства. При возникновении вибрации
или появлении посторонних шумов, стуков необходимо снизить частоту
вращения главного двигателя до их устранения и при первой же возможности
выяснить причину.
Осмотр дейдвудного устройства, контроль состояния подшипников и
измерение водяных зазоров необходимо осуществлять не реже двух раз в год
с Последующим занесением данных измерений в формуляр валопровода.
В дейдвудном устройстве с водяной смазкой невозможно осуществлять
контроль за температурным режимом работы подшипников и гребного вала,
так как охлаждающая вода поступает за борт судна, а сами подшипники, как
правило, набраны из отдельных планок. Материал подшипников имеет малую
теплопроводность. Даже такие повреждения, как разрушение облицовки
гребного вала, сгорание значительной части подшипников, трещины гребного
вала, не обнаруживают во время эксплуатации, а устанавливают при доковом
ремонте судна. Для их устранения необходима выемка из дейдвуда гребного
вала. Эти повреждения настолько часты, что при доковом осмотре в среднем
приходится заменять из десяти осмотренных один гребной вал, а ремонт
дейдвудных подшипников крупнотоннажных судов производить в среднем через
два года. При постановке судна в док и выемке гребного вала необходимо
проверить состояние поверхностей облицовки вала и подшипников, измерить
износ облицовки и поверхности набора подшипников. Результаты осмотра и
измерений зазоров в подшипниках перед демонтажом заносят в формуляр
валопровода.
Для подготовки дейдвудного устройства к работе необходимо произвести
внешний осмотр, проверить состояние фланцевых соединений, исправность
трубопроводов, провернуть вал вручную. При проворачивании вала обращать
внимание на нагрузку, которая не должна превышать потребную. При стоянке
судна в порту ежедневно проворачивать валопровод. Если подшипники
набраны из резинометаллических планок, то каждый раз вал необходимо
оставлять в положении, отличном от начального, так как в противном
случае на поверхности бронзовой облицовки могут появиться
корродированные полосы из-за наличия серы в резине. В процессе
эксплуатации дейдвудных устройств с водяной смазкой необходимо по
возможности избегать работы в грязной воде. При необу.апкмоста такой
работы обеспечить прокачку дейдвуда забортной водой через специальные
фильтры.
Важным узлом в дейдвуд ном устройстве, который постоянно контролируется
при работе двигателя, является сальниковое уплотнение. Необходимо
следить, чтобы набивка всегда была мягкой, нормально обжатой, что
проверяется по температуре корпуса сальника и незначительному пропуску
воды внутрь судна. Нажимная втулка должна быть утоплена не более чем на
2/3 своей длины, для чего набивку необходимо пополнять или заменять
новой.
Для надежной работы сальника шлаги новой набивки должны заводиться в паз
без заеданий при нормальном нажатии руки, что свидетельствует о
правильном подборе размера набивки. Стыки смежных шпатов должны быть
разбросаны по окружности, а нажимная втулка при полностью вставленной
набивке - утоплена на 3- 5 мм. При подготовке к работе необходимо
отрегулировать затяжку сальника таким образом, чтобы он пропускал
незначительное количество воды. При работе дейдвудного устройства нужно
следить за температурой корпуса сальника и протечкой воды.
Обслуживание дейдвудных устройств с масляной смазкой в основном
заключается в наблюдении за уровнем масла в масляной цистерне дейдвудной
трубы и в масляном бачке носового сальника, так как главным недостатком
этого вида уплотнения является утечка масла с последующей аварией
подшипников. Для смазывания дейдвудной трубы применяется такое же масло,
как и для смазывания главного двигателя энергетической установки. Масло
должно быть чисто минеральным без примеси животного жира и обладать
вязкостью 0,4-0,7 см2/с при 50 "С. Наиболее приемлемым маслом
отечественной марки для уплотнения "Симплекс" является турбинное 46.
В процессе работы установки необходимо постоянно контролировать
температуру масла в дейдвудной трубе и носовом сальнике, которая не
должна превышать 50 *С.
При доковании судна необходимо контролировать зазор в кормовом сальнике.
Выработку кормового подшипника в случае необходимости следует проверять
с помощью устройства 11 (см. рис. 16) для замера посадки вала.
Допустимый зазор в подшипнике не должен превышать - 0,005DB + 1
мм.
Анализ статистических данных по результатам эксплуатации дейдвудных
устройств с водяной и масляной смазкой подшипников за /986 г. и период
1983-1986 гт. показал, что их повреждаемость при водяной смазке
составляет для гребных валов около 40 % и для подшипников около 25 %
числа осмотренных. Повреждаемость дейдвудных устройств с масляной
смазкой составляет около 7 %, что подтверждает преимущество масляной
смазки.
Вместе с тем многолетняя эксплуатация и ремонт дейдвудных уплотнений
дают основание утверждать, что масляная смазка дейдвудных подшипников не
отвечает современным требованиям безопасности плавания и международной
конвенции МАРПОЛ 73/78 по Предотвращению загрязнения моря нефтью.
Основными причинами утечки масла за борт являются: отвердение и
растрескивание рабочих кромок уплотнительных манжет; разрывы сильфонов и
сильфонной части манжет,- разбухание манжет и работа сильфонной частью
манжет по втулке; образование абразивной среды в камерах между манжетами
(ракушки, коксование масла и т. д.); намотка сетей, лески, концов;
образование на рабочих втулках раковин, чрезмерной выработки и трещин.
В уплотнениях типа "Симплекс", "Седервалл", "Сублимэ", "Нептун" и других
при нормальной эксплуатации протечки масла равны 10-15 л/сут, а при
нарушении нормальной работы дейдвудных уплотнений протечки масла
достигают 60- 80 л/сут и более.
С учетом данных обстоятельств в последнее время предложено считать
целесообразным на строящихся судах с диаметром вала до 6С0 мм
устанавливать дейдвудные уплотнения с водяной смазкой при использовании
высокоэффективных заменителей бакаута.
В настоящее время в эксплуатации находятся дейдвудные устройства типа
"Симплекс-Компакт" с модернизированным кормовым сальником,
укомплектованным четырьмя манжетами вместо трех и удлиненной втулкой,
которые хорошо себя зарекомендовали. Это может быть вторым направлением
в устранении главного недостатка дейдвудных устройств с металлическими
подшипниками - загрязнения окружающей среды.