В тропических водах древоточцы могут очень быстро расправиться с
деревянными килями. Срок службы формованных килей в этих условиях может
быть значительно большим. При этом еще более важно, чтобы они не
являлись простыми выступами в корпусе, отформованными без увеличения
толщины обшивки.
Деревянные кили, облицованные слоем стеклоткани или стекломата, станут
недоступными для древоточцев, до тех пор пока в облицовке не появится
сквозной дефект. Применять облицовку наиболее целесообразно в тех
случаях, когда деревянные скуловые кили уже установлены на судне. Такие
суда либо эксплуатировались прежде в умеренных широтах, либо экспортеры
не учли местных условий. Облицованный киль следует защитить
металлической накладкой, которая позволит увеличить срок его службы. Это
особенно важно для более крупных судов, так как при касании грунта килем
происходит интенсивный износ, а подчас и разрушение незащищенной
облицовки.
Кили можно отформовать в виде отдельных деталей и затем приформовать или
прикрепить болтами к корпусу. Полые кили могут быть раздавлены, поэтому
лучше делать их сплошными. Как уже упоминалось, внутренняя часть килей
может быть деревянной, но их можно заполнить и шпаклевкой на основе
стекловолокна и смолы, синтактным пенопластом, цементом, металлической
трубой или каким-либо другим материалом. Увеличение массы подводной
части корпуса более крупных судов не вызывает ухудшения эксплуатационных
характеристик и может быть даже благоприятным. Повреждение киля при
посадке на грунт легкого или небольшого судна менее вероятно.
При отсутствии технических возможностей для формования или облицовки
установленных ранее на судне деревянных скуловых килей их придется
заменять на новые через непродолжительные промежутки времени. В этом
случае необходимо обратить особое внимание на метод крепления. Крепление
должно легко разбираться и собираться, замена килей не должна вызывать
затруднений; крепления изнутри необходимо заделывать, поскольку как
только древоточцы принимаются за работу, крепление ослабевает. Если
дерево пропитать креозотом или иными консервирующими веществами, аппетит
древоточцев будет испорчен, но пропитку следует производить лишь в том
случае, когда поверхность дерева ничем не защищена. Дерево, имеющее
контакт со связующим, нельзя пропитывать консервирующими составами (см.
гл. 2).
Размеры планок для килей невелики, поэтому целесообразно использовать
для их изготовления дорогие сорта древесины, обладающие достаточно
высокой стойкостью против древоточцев. Большинство таких сортов
древесины в общем судостроении не используется, поскольку они трудно
обрабатываются, не держат крепежных деталей или обладают повышенной
хрупкостью. Но для таких простых конструктивных элементов, как скуловые
кили и фальшкили со сквозными отверстиями для креплений, эти недостатки
имеют второстепенное значение.