Рассмотрим судовую атомную энергетическую установку. Она состоит из двух
основных частей: атомной паропроизводительной и главной энергетической
установок. Первая выполняет роль котельной установки, вторая же представляет
собой паротурбинную установку.
Атомная паропроизводительная установка действует так. В реакторе атомное топливо
сгорает. Чтобы он не перегрелся и не произошло аварии, через него прокачивают
охлаждающую среду, например на ледоколе "Арктика" - воду. Эта вода, нагревшись в
реакторе, далее поступает в парогенератор, в котором она охлаждается, и счова
направляется в реактор, таким образом цикл замыкается. Он носит название первого
контура циркуляции.
Вода первого контура, охлаждаясь в парогенераторе, отдает свою теплоту воде
второго контура циркуляции. Последняя испаряется, а пар поступает в турбину.
Вода первого контура не смешивается с водой второго контура. Нетрудно заметить,
что парогенератор выполняет две роли: охлаждает воду, поступающую в реактор, и
одновременно производит пар для работы турбины.
Атомная паропроизводительная установка размещена в прочной выгородке с
надежной биологической защитой. Автоматизированная система контролирует работу
этой установки и управляет ею. Именно атомная энергетическая установка позволила
впервые в мире пробиться надводному кораблю через льды к Северному полюсу.
Теперь познакомимся с общесудовыми техническими средствами, расположенными как
вне машинных отделений, так и в них. Суда оборудуют этими установками и
системами независимо от типа энергетической установки.
На одной из платформ машинного отделения в выгородках располагаются провизионные
рефрижераторные установки, а вблизи них (для удобства обслуживания) - подобные
рефрижераторные установки, предназначенные для системы кондиционирования
воздуха.
На каждом судне имеются: румпельное отделение с рулевой машиной; станция
пожаротушения; механизмы, предназначенные для швартовных и грузовых операций
(шпили, лебедки, краны), для подъема и спуска якорей (брашпили или якорные
шпили), спасательных шлюпок (шлюпочные лебедки); помещения для фекальной
цистерны; отделения грузовых насосов.
Связь движителя с двигателем может быть механической прямой или через редуктор.
Связь между движителем и фланцем двигателя (редуктора) осуществляется через так
называемую линию вала. Она может быть короткой, если машинное отделение
расположено в кормовой части судна, и длинной, если оно находится в середине. В
первом случае линия вала состоит из гребного вала (на него насажен гребной винт)
и из небольшого промежуточного вала; во втором случае она дополняется
несколькими промежуточными валами. Длинная линия вала простирается почти на
половину длины судна, для нее делают выгородку, называемую туннелем гребного
вала. Валопровод опирается на подшипники. Чтобы вода не проникала снаружи внутрь
судна, в местах прохода гребного вала ставят сальники.
Центральный пульт управления в машинном отделении
В машинном отделении есть центральный пульт управления, на котором
сосредоточена аппаратура дистанционного контроля параметров энергетической
установки и управления ее работой, здесь же расположены устройства,
сигнализирующие о любом отклонении от заданного режима в работе механизмов и
систем. На многих судах с этой целью установлены электронно-вычислительные
машины.
Автоматизация судовых энергетических установок позволяет сокращать численность
обслуживающего персонала или даже вводить безвахтенное обслуживание. На
отечественном морском флоте осуществляется безвахтенное обслуживание на судах:
"Котовский", "Новомиргород", а также на судах типа "Новая Ладога", "Юрмала",
"Георгий Леонидзе" и др.
Уровень автоматизации судов регламентирован. На всех судах дедвейтом более
3000 тонн уровень автоматизации должен быть таким, чтобы энергетическую
установку мог обслужить один вахтенный, а на стоянках обслуживание было бы
безвахтенное. Упомянутые выше суда с безвахтенным обслуживанием имеют более
высокий уровень автоматизации.
Если судно перевозит скоропортящиеся грузы, на нем имеется отделение грузовых
рефрижераторных установок. Они поддерживают заданный температурный режим в
грузовых трюмах; их работа полностью автоматизирована. Рефрижераторные установки
состоят обычно из компрессоров, в которых происходит сжатие холодильного агента
(например, фреона), маслоотделителей, конденсаторов (в которых агент сжижается),
фильтров, регуляторов, испарителей и трубопроводов. Когда температура в трюмах
достигает заданного значения, компрессоры автоматически отключаются. Когда
температура повысится, холодильная установка автоматически включается.
Рефрижераторные компрессоры рассчитаны на работу в течение 8-18 часов в сутки.
Размеры судов технического флота и мощность их энергетических установок
несравнимо меньше размеров транспортных судов и мощности их энергетических
установок. И штат обслуживающего персонала на технических судах соответственно
меньше.
На судах технического флота в качестве энергетических установок служат двигатели
внутреннего сгорания. Например, на плавучем самоходном кране "Витязь"
энергетическая установка состоит из четырех дизель-генераторов мощностью 1000
киловатт каждый. На нем имеются стояночный дизель-генератор мощностью 150
киловатт, вспомогательная котельная установка из двух котлов производительностью
по 630 килограммов пара в час, система кондиционирования воздуха, провизионная
холодильная и водолазная установки, механизмы для подъема и перемещения грузов.
На плавкране действуют электромастерская и механическая мастерская с
токарно-винторезным, универсально-фрезерным, сверлильным, настольно-сверлильным
станками и наждаком.