Связь с берегом затерявшегося в морских простора судна осуществляет
радиооператор.
Радиооператор несет на судне радиовахту, обеспечивает связь судна с другими
судами и портами. Подчиняется радиооператор непосредственно начальник судовой
радиостанции. На судах, где не предусмотрена должность начальника радиостанции,
радиооператор выполняет и обязанности начальника радиостанции.
В обязанности вахтенного радиооператора входит осуществление связи судна по
радио с другими судами и портами, а также наблюдение за сигналами бедствия,
тревоги, срочности и безопасности. Заступая на вахту, радиооператор проверяет
состояние радиопередатчика и радиоприемника, автоматического передатчика
сигналов тревоги.
Сигнал бедствия SOS передается только по распоряжению капитана и в случае, когда
судну грозит неминуемая гибель и оно нуждается в немедленной помощи. Все
радиостанции, услышавшие сигнал бедствия, обязаны немедленно прекратить свои
передачи. Так как на многих судах нет круглосуточной радиовахты, используется
автоматический сигнал тревоги; он приводит в действие автоаларм (автоматический
приемник), который предупреждает радиооператора о том, что должен последовать
вызов или сообщение о бедствии.
Распространено мнение, что SOS - это сокращение, составленное из начальных букв
слов "Save Our Souls", что означает по-английски "спасите наши души". Но это
объяснение неверное. На Второй Международной радиотелеграфной конференции в 1906
году в Берлине после долгих дебатов представитель одной немецкой
радиотелеграфной фирмы предложил в качестве международного сигнала бедствия
принять позывной сигнал судов, на которых стояла аппаратура этой фирмы, - SOS.
Азбукой Морзе сигнал передается тремя точками, тремя тире и одной точкой. Однако
неудобство состояло в том, что буква Е передается одной точкой, а при
загруженности эфира это может вызвать ошибку при приеме. Кто-то предложил
заменить букву Е еще одной буквой S. Так и возник сигнал бедствия SOS,
передаваемой азбукой Морзе в виде трех точек трех тире и трех точек, - ритмичный
сигнал, легко воспринимаемый на слух.
Сигнал срочности используется для привлечения внимания радиостанций других
судов, когда необходимо получить помощь, а подачи сигнала бедствия не требуется.
Сигнал безопасности принимается перед передачей следующих сообщений: об
изменении навигационной обстановки; о надвигающемся шторме, урагане; о появлении
льда; о плавающих минах, обломках судов и т. д|
Для того чтобы наибольшее число радиостанций могло услышать сигналы, называемые
сигналами особой важности, в соответствии с международным соглашением они
обязаны прекращать работу от нулевой до третьей минуты в начале и от тридцатой
до тридцать третьей минуты в середине каждого часа. В эти промежутки, называемые
минутами молчания, все радиостанции только слушают. На циферблатах часов в
радиорубках они выделены секторами, окрашенными в красный цвет.
Находясь на вахте, радиооператор осуществляет радиообмен; приняв сигналы
бедствия, тревоги, срочности или безопасности, немедленно прекращает радиообмен
и докладывает вахтенному помощнику и начальнику судовой радиостанции;
обеспечивает своевременную передачу судовых гидрометеорологических наблюдений и
прием сводок погоды; по сигналам радиостанций точного времени проверяет часы в
радиорубке! Если радиооператор работает на мощной радиостанции, то во время
рейса он оказывает содействие связью другим судам.
Через судовую радиостанцию протягиваются нити, связывающие членов экипажа с
близкими им людьми на берегу. Радиооператор отправляет радиограммы в их полные
погода. Оттуда же моряки получают короткие (в радиограмме, как и в телеграмме,
много не сообщишь) весточки из родного края, но как эти несколько слов привета с
Родины дороги морякам! А сколько этих радиограмм приходится принимать
радиооператору перед праздниками - ворохами приносит он их в кают-компанию, и не
меньшее их количество ему приходится передавать на радиостанцию родной земли.
От радиооператора через обслуживаемую им радиотехнику тянется длинная и надежная
линия связи - служебной и личной. Радиооператор передает рапорты капитана и
принимает распоряжения пароходства, принимает поздравления и новости для моряков
и сообщает туда, на родную землю, о морском житье-бытье.
... Рейс судна продолжается. Его путь из одних широт переходит в другие,
меняются моря, климат. Принимаемые радиооператором сводки погоды неутешительны.
Ожидается усиление ветра, идет ураган.
Морякам важно знать краткосрочный и долгосрочный прогноз погоды. Умение
определять ее по различным признакам и приметам издавна высоко ценилось на
флоте. В эпоху парусных судов, находившихся во власти ветра, "угадать" погоду
было особенно важно. Единственным прибором погоды был барометр, который имелся
далеко не на всех судах, и потому морякам приходилось предугадывать погоду по
виду неба, форме и цвету облаков и по другим признакам.
В свое время для лучшего запоминания моряки изложили многие признаки погоды и
приметы в стихах*:
"Если небо красно с вечера, Моряку бояться нечего, Если ж красно поутру, Моряку
не по нутру".
1
"Вечером небо коль полно огня, Утром же зорю туман застилает, - Верные признаки
ясного дня, Старый моряк парусов прибавляет".
"Радуга утром - дело плохое, Радуга вечером - дело иное".
"Ходят чайки по песку, Моряку сулят тоску, И пока не влезут в воду, Штормовую
жди погоду".
Подобные стихи были сочинены и для барометра;
"Скачет стрелка вверх и вниз - То погоды лишь каприз. Если ж медленно движенье,
Жди надолго измененья".
О погоде узнавали и по приметам, связанным с поведением морских птиц. Если
альбатрос летит за судном - будет ветер; если он летит низко над поверхностью
моря - тоже к шторму. Если чайки вылетают рано и удаляются в море, можно не
ожидать сильного ветра в ближайшие часы, а если они даже при слабом ветре
держатся у побережья, то вскоре можно ждать сильный ветер. Быстрое и массовое
возвращение птиц к берегу - признак приближающегося шторма.
В определении погоды без приборов есть важный критерий: чем больше число
признаков учитывается, тем предсказание надежней. Если местные признаки
противоречивы, следует ожидать неустойчивую погоду.
В наши дни служба погоды составляет прогнозы и кратковременные, и долгосрочные,
пользуясь информацией, получаемой со всей планеты. В нашей стране среди отряда
научно-исследовательских судов есть суда службы погоды. Они несут свою вахту,
бороздя воды Мирового океана, ученые изучают волновые и ветровые режимы,
устанавливают буи, которые по радио на расстояния до 200 километров передают
сведения о высоте волн, скорости и направлении ветра. Энергию такой буй получает
от химического источника электрического тока. На мачте радиобуя установлены
радиолокационный отражатель и маяк, загорающийся с наступлением темноты.