поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки:
Статистика
Влияющие факторы, связанные с материалом и защитными покрытиями
В морской воде почти все обычно используемые металлы и
конструкционные стали проявляют склонность к коррозии. Кроме того,
повышенная опасность коррозии возникает при составных конструкциях
из различных металлов вследствие хорошей электропроводности морской
воды. Для оценки контактной коррозии могут быть использованы Ряд
напряжений различных металлов в морской воде. Кроме того,
существенное влияние оказывают сопротивления поляризации. Общее
представление об этих условиях дают диаграммы контактной коррозии. К
образованию контактных коррозионных элементов могут привести и
участки с различной структурой в одном и том же материале при почти
одинаковом химическом составе, если нет защитного покрывного слоя.
Это возможно, например, в районе сварных швов. В принципе с
контактными элементами можно успешно бороться методами катодной
защиты. Однако на практике для предотвращения электрического
экранирования большими токопотребляющими катодными поверхностями
необходимо следить за тем, чтобы доля их площади была возможно
меньшей. Для правильного выбора материала необходимо учитывать
нормативные документы. В общем случае при выполнении комбинированных
конструкций из разнородных металлов необходимо иметь в виду, что и
защитные потенциалы, и области защиты (диапазоны защитных
потенциалов) зависят от материала. Это может ограничить применимость
катодной защиты или обусловить необходимость специального
регулирования потенциала защитной установки.
Покрытия не только выполняют функцию пассивной защиты, но в
сочетании с катодной защитой значительно снижают требуемый защитный
ток и существенно увеличивают протяженность зоны защиты. Если не
считать химической и механической стойкости, то факторами,
определяющими качество покрытия, являются сопротивление
электрическому пробою и степень пораженности порами и прочими
дефектами. Сопротивление изолирующего покрытия на беспористых
образцах в случае реакционнотвердеющих смол высокого качества могут
достигать более 105 Ом-м2. При пропитывании водой (набухании)
сопротивление обычно снижается на много порядков и в таком случае
может составлять около 30 Ом-м2. Это соответствует плотности
защитного тока 10 мА-м~2. На электросопротивление покрытия оказывают
влияние в первую очередь его толщина, вид грунтовки и качество
подготовки поверхности перед нанесением грунтовки. При оценке
практической потребности в защитном токе нужно также учитывать и
дополнительное потребление тока на участках пор и дефектов.
В противоположность толстослойным покрытиям для трубопроводов
тонкослойные покрытия для судов и морских сооружений могут
обеспечивать защиту в сочетании с мероприятиями катодной защиты лишь
с некоторым риском. В результате электроосмотических процессов
следует принимать в расчет возможность образования пузырей,
зависящую от концентрации щелочных ионов, потенциала, температуры и
свойств системы покрытия; эти пузыри заполняются высокощелочными
жидкостями. Для предотвращения образования пузырей может быть
целесообразным ограничение катодной защиты в сторону отрицательных
потенциалов. Однако опытных данных по этому вопросу пока мало. В
отличие от морских сооружений, для судов и закрытые пузыри тоже
нежелательны, поскольку они повышают сопротивление движению. Между
тем одной из задач катодной защиты судов является поддержание
низкого сопротивления движению путем предотвращения образования
скоплений ржавчины. Сопротивление движению обычно складывается на
70% из сопротивления трению и на 30 % из сопротивления формы и
волнового. Вторая составляющая для конкретного судна постоянна, а
сопротивление трению под влиянием коррозии может повыситься примерно
до 20 %. Кроме того, это сопротивление решающим образом уменьшается
при наличии возможно более гладкой поверхности корпуса судна, не
поврежденной местной коррозией. Еще одним фактором, увеличивающим
сопротивление движению, является обрастание, бороться с которым
можно соответствующими мероприятиями- применением противообрастающих
покрытий. Потеря скорости, обусловленная шероховатостью, может
привести к перерасходу до 12% топлива. Соответствующая потеря от
обрастания может быть еще втрое большей.
Разработка материалов покрытия более высокого качества может
привести и к повышению требований к подготовке поверхности. В общем
случае в настоящее время при струйной (дробеструйной) очистке
требуют обеспечивать нормативную степень чистоты Sa 21/2 и по
возможности сразу же наносить покрытие. Другие способы подготовки,
например огнеструйная (огневая) зачистка, отходят на задний план.
Критерии совместимости с катодной защитой нуждаются еще в уточнении
в ходе дальнейших исследований. Одним из основных требований
является применение связующих, прочных против омыления, и пигментов
(красителей), стойких к восстановлению. Еще одним влияющим фактором
может быть проводимость для щелочных ионов. Этот фактор однако пока
не исследован, но качественно оценивается по величине сопротивления
покрытия. Соответствующие требования должны предъявляться и к
противообрастающим покрытиям. Мри слишком сильном омылении связующих
они могут очень сильно набухать или выщелачиваться, вследствие чего
эффективность их действия будет потеряна.
Согласно данным новых исследований, можно исходить из того, что
загрязнения при наложении покрытия и наличие в покрытии компонентов,
содержащих ионы Na+, стимулируют образование пузырей. Обычно
образование пузырей заметно уменьшается при больших толщинах слоя,
превышающих 300 мкм. Здесь четко видно влияние качества покрытия и
способа катодной защиты. Можно считать, что многочисленные
повреждения при наложении тока от постороннего источника
обусловливаются слишком отрицательными потенциалами, а различия в
свойствах систем покрытия связаны с качеством их нанесения.
Вероятно, необходимы и более совершенная технология катодной защиты
с наложением тока от постороннего источника, и более эффективная
технология нанесения покрытий как взаимосвязанные факторы. Кроме
того, чрезмерную защиту в случае реакционнотвердеющих смол следует
оценивать иначе, чем при обычных покрытиях.
На внутреннюю катодную защиту танков и резервуаров-хранилищ
распространяются в принципе те же указания, что и для наружной
защиты, причем иногда нужно учитывать и взаимодействие с хранимым
продуктом.