Что такое электроника? Принципы работы
радиоустройств, радиокомпоненты, принципиальные схемы, электрические
колебания и связь, цифровое ТВ, интегральные схемы и многое другое...
Дата обновления
07.06.2016
Посвящение в радиоэлектронику, массовая радио-библиотека
поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Амплитудно-частотная характеристика
магнитной записи
Как часто случается в радиотехнике, приходится выбирать некоторый
оптимум и так подбирать параметры ленты, толщину зазора и скорость
протяжки, чтобы получать приемлемый частотный диапазон. Собственно,
последние 20 лет в магнитной записи и решались преимущественно эти
проблемы. Результаты достигнуты неплохие. Например, при скорости
ленты 4,75 см/с на портативном кассетном магнитофоне хорошего
качества удается записать диапазон звуковых частот 40 Гц ... ...12,5
кГц.
Амплитудно-частотная характеристика каналов
записи и воспроизведения
Разумеется, это невозможно было бы сделать без коррекции частотной
характеристики усилителей как при записи, так и при воспроизведении.
При записи в усилителе искусственно поднимают верхние звуковые
частоты и тем самым компенсируют эффект саморазмагничивания ленты и
частично - влияние конечной ширины зазора. При воспроизведении
характеристику усилителя корректируют еще больше. Во-первых,
поднимают нижние частоты, чтобы скомпенсировать падение ЭДС головки
на этих частотах. Во-вторых, снова поднимают верхние частоты, чтобы
скомпенсировать влияние ширины зазора головки. В результате стольких
усилий получают примерно равномерную частотную характеристику
сквозного канала от входа усилителя при записи до выхода усилителя
при воспроизведении.
Но частотный диапазон канала записи-воспроизведения еще далеко не
полностью определяет качественные показатели магнитофона. Нелинейные
искажения (соответствие формы воспроизводимого сигнала форме
записываемого)-еще один важный фактор. Сейчас научились делать очень
хорошие электрические усилители они вносят нелинейные искажения
менее сотых долей процента. Остаются искажения сигнала от пленки. Их
с очень большим трудом удается снизить до десятых долей процента.
Здесь играет роль и качество ферромагнитного материала головок и
правильный выбор частоты и амплитуды тока подмагничивания. Еще один
важный параметр -отношение сигнал-шум. Шум, прослушиваемый в паузах
записи, складывается из двух компонент: собственного шума очень
чувствительного усилителя воспроизведения и шума размагниченной
ленты. Для снижения первой компоненты применяют специальные
малошумящие транзисторы и тщательно согласовывают входные цепи
усилителя с магнитной головкой, чтобы получить максимальную отдачу
сигнала в усилитель. У хорошего магнитофона практически весь шум в
паузах определяется шумом ленты.
Если вы хотите проверить свой магнитофон, поставьте кассету, на
которой запись начинается не с самого начала ленты, прибавьте
громкость и послушайте. Пока мимо головки движется ракорда, вы
будете слышать только шум усилителя. Когда мимо головки будет
протягиваться размагниченная лента, шум возрастет. Затем шум еще
повысится -это начало записи. Добавится шум усилителя записи,
микрофона или другого аппарата, с которого производилась запись. И
наконец, появится звук записанной программы. У хороших бытовых
магнитофонов отношения сигнал-шум достигает 50...60 дБ. У студийных
магнитофонов оно выше. Для субъективной оценки заметим, что разность
в 50 дБ-это разность между сигналом, который "слышен довольно
громко", и сигналом, который "почти не слышен".
Наконец, нельзя не упомянуть еще о нескольких параметрах
магнитофона, целиком определяемых качеством лентопротяжного
механизма. Сюда относятся стабильность скорости движения ленты,
дополнительный шум и "рокот", создаваемые двигателем и другими
вращающимися деталями. Эти помехи могут попадать в тракт
воспроизведения как электрическим путем (электрические и магнитные
наводки), так и чисто механическим. Последний, наверно, нуждается в
разъяснении. Легонько стукните по воспроизводящей головке
магнитофона, включенного в режим воспроизведения, каким-либо
предметом. В громкоговорителе возникнет звук - это так называемый
микрофонный эффект. Малейшие колебания витков обмотки, да и самой
головки в магнитном поле, деталей механизма, имеющих остаточную
намагниченность, приводят к возникновению ЭДС индукции,
оказывающейся в данном случае помехой. Кроме правильного
проектирования (оно уже определено заводской конструкцией) важно
размагнитить все детали лентопротяжного механизма и сердечники
головок. Как это сделать, описано в специальной литературе по
магнитофонам. Секретов тут нет. Достаточно взять катушку с железным
сердечником, пропустить через нее достаточно большой ток от сети,
медленно поднести катушку к лентопротяжному механизму, "поводить"
над ним катушкой и также медленно отнести в сторону. Процессы,
которые при этом произойдут, совершенно аналогичны процессам
стирания записи с магнитной ленты высокочастотным полем.
О лентопротяжном механизме магнитофона можно рассказывать много, но,
поскольку этот вопрос относится, скорее, к области механики, нежели
радиоэлектроники, мы ограничимся лишь кратким описанием. Лента
приводится в движение ведущим валом с обрезиненным прижимным
роликом. Приемная катушка, или бобышка, в кассете подматывает ленту,
создавая некоторое натяжение ее на выходе ведущего вала. Поскольку
диаметр рулона ленты изменяется, подмотку осуществляют через
фрикцион. Прижимается лента к головкам теперь чаще всего не за счет
натяжения ленты, а примитивной фетровой подушечкой на плоской
пружинке. Хорошую стабильность скорости ленты и малые детонации
обеспечивает маховик, насаженный на ведущий вал. Такая конструкция
лентопротяжного механизма выработалась за годы и годы экспериментов
в области магнитной записи и пока представляется наилучшим решением.
Но неужели оно последнее в области техники магнитной записи?
Наверное, нет. Совсем недавно появились крошечные микрокассеты,
открыв дорогу производству карманных магнитофонов и магнитол. С
микрокассетой удалось встроить магнитофон даже в рукоятку телефонной
трубки! В то же время выпускаются и кассеты сравнительно больших
размеров с широкой лентой. Это видеокассеты для видеомагнитофонов -
одного из последних достижений техники магнитной записи.